КОЭМГЕН, Кевин - Страница 15

Благодаря живописной местности и близости к Дублину Глендалох стали часто посещать туристы. В 1870 гг. сохранившиеся церкви были отреставрированы. В настоящее время музеефицированные памятники Глендалоха находятся на территории Национального парка Уиклоу. В средневековых источниках упоминаются церкви и другие объекты, находившиеся в Глендалохе. По мнению исследователей, в составе церковного поселения были храмы с общинами клириков, из которых в летописных записях XI–XII вв. названы «Cró Chíaráin» («жилище (?) Киарана»), «Cró Chaoimhghin» («жилище Коэмгена») и «малая церковь двух Синхеллов» («im reccles an dá Sinchell»), а также Пустынь Коэмгена («Disert Chaoimhghin»). О мощах Коэмгена в анналах впервые упоминается под 790 г., когда их вывозили для поклонения вместе с мощами св. Мохуа («Comotatio reliquiarum Coimgin Mo Chue moccu Lugedon»). Исследователи полагают, что в Глендалохе хранился также чудотворный посох Коэмгена, о котором упоминается в Житии. В анналах под 1143 г. и в ирландском Житии св. Киарана говорится о колоколе, полученном Коэмгеном в дар от Киарана и носившем название «Телёнок Коэмгена» («Bóbán Coeimhgin»). Согласно ирландскому Житию св. Бераха, в Глендалохе хранился также чудотворный колокол Бераха, который ежедневно обносили вокруг поселения. В Житиях Коэмгена упоминаются места в окрестностях Глендалоха, связанные с чудесами святого, например, крест, установленный в память о воскрешении Коэмгеном человека; «королевский теревинф», у которого правитель Лагена ждал ответа святого на свой вопрос; «долина Кассана», где погибла злая ведьма. В Житии св. Лаврентия, архиепископа Дублинского, говорится также о дороге в Глендалох, которую проложил Коэмген. Сохранившиеся в Глендалохе памятники позволяют исследователям полагать, что обитель была сопоставима по размеру с такими крупными церковными поселениями, как Клонмакнойз. В долине находятся остатки восьми церквей (X–XIII вв.), а также не менее десятка резных каменных крестов и больше 120 надгробий (X–XII вв.). Основное поселение было расположено к востоку от нижнего озера; у южного берега верхнего озера сосредоточены памятники, которые обычно связывают с Пустынью Коэмгена. Считается, что здесь находился первоначальный монастырь, возникший на месте отшельничества святого, тогда как церковное поселение у нижнего озера возникло позднее. По преданию, Коэмген жил в труднодоступной пещерке, названной «ложем св. Кевина», вырубленной им самим в скалистом обрыве над верхним озером. Впоследствии св. Лаврентий обычно проводил там сорокадневный пост. Исследователи высказывали мнение, что эта пещерка относится к бронзовому веку. В Житии св. Лаврентия также говорится о «сокровенном месте», где некогда жил Коэмген. По мнению исследователей, это – Пустынь Коэмгена, упомянутая в других источниках. Исследователи полагают, что речь идёт о церкви Темпл-на-Скеллиг (Скальный храм), расположенной близ «ложа св. Кевина». Неподалёку находятся церковь Риферт (ирл. Rígh Fearta – Кладбище королей), возведённая на рубеже XI и XII вв., а также другая небольшая церковь и «келья св. Кевина» – остатки округлого строения диаметром 3,6 м. По мнению О'Донована, церковь Риферт была возведена на месте первого монастыря, основанного Коэмгеном. Поскольку в Глендалохе не проводились крупномасштабные археологические изыскания, эти гипотезы исследователям трудно подтвердить или опровергнуть. Основное поселение в нижней части долины, у слияния двух небольших рек, было окружено концентрическими оградами, вероятно, из камня.

 



 
PR-CY.ru