КОЭМГЕН, Кевин - Страница 12

В ирландских «триадах» Гленн-Да-Лоха названа «reclés Hérenn» (этим словом обозначали особую церковь в составе крупного поселения, при которой жили монахи или «анахореты»). По мнению исследователей, здесь продолжала существовать монашеская община: в анналах упоминаются «анахореты», которые жили в Гленн-Да-Лохе в X–XI вв.; один из них, Дубскуле О Манхан (ум. в 967 г.), назван ответственным за соблюдение устава («anchoiri cend riagla Glinne dá Locha»). О наличии общины аскетов свидетельствуют упоминания о церковных деятелях и правителях, скончавшихся там «в паломничестве» («ina ailithre»), т.е. удалившись от мира в предчувствии кончины. По мнению исследователей, в Гленн-Да-Лохе (как и в других крупнейших церковных поселениях) постоянно находилась епископская кафедра. В парухию Гленн-Да-Лохи входили зависимые церковные общины, расположенные, главным образом, в Северном Лагене. Согласно пространному латинскому Житию Коэмгена, под властью обители были лагенские «монастыри и целлы... и в разных местах великое множество монахов на попечении святого Коэмгена» («sub cura sancti Coemgeni»). Мак Хаврань попытался определить состав парухии на основе данных агиографической традиции, перечней «учеников» Коэмгена в литании ирландских святых и сведений о земельных владениях Гленн-Да-Лохи в грамотах XII в. В ирландской агиографии формирование парухий обычно связывалось с деятельностью св. основателя главной церкви. Согласно латинскому Житию Коэмгена, пресвитер Кронан, которого попросили крестить святого, пожелал стать первым монахом под его руководством и подарил ему всё своё имущество. Кронана исследователи готовы отождествить со св. Мохуа, основателем церкви Клуан-Долкан (ныне Клондалкин близ Дублина), которая была одной из важнейших церквей, подчинённых Гленн-Да-Лохе. Старец Гарбан подарил Коэмгену свою «целлу», находившуюся близ Ат-Клиата, «где живут люди жестокие в сражениях, опытные моряки» (речь идёт о скандинавском населении Дублина). Св. дева Кассар «себя и свою целлу со всеми своими (людьми) подчинила уставу святого Коэмгена» («se et cellam suam cum suis omnibus sub regula sancti Caomgeni tradidit»). В литании, мартирологах и других источниках упомянуты основатели других церквей, входивших в парухию Гленн-Да-Лохи. Так, св. Мо Либбо, названного преемником Коэмгена или епископом Гленн-Да-Лохи, исследователи отождествляют с Либером, учеником св. Каннеха. По мнению исследователей, основанная им церковь первоначально относилась к парухии св. Каннеха и впоследствии перешла в подчинение Гленн-Да-Лохи. По мнению Мак Хавраня, сменявшие друг друга правящие династии Лагена пытались установить контроль над церковным поселением Гленн-Да-Лоха, которое было важным экономическим центром. По мнению исследователей, Гленн-Да-Лоха первоначально находилась под контролем рода Дал Мессин Корб, из которого, по преданию, происходил Коэмген, но точных данных об этом нет. По мнению исследователей, в VII в. руководители общины были связаны с доминировавшей в Северном Лагене династией И Маль, затем – с династией И Дунланге. В VIII–XII вв. на положение церковной общины оказывала влияние борьба различных ветвей династии И Дунланге за контроль над Северным Лагеном. В Житие Коэмгена было включено предание о том, что святой воспитал Фаэлана, первого известного правителя этой династии, который жил в первой половине VII в. Правители И Дунланге оказывали покровительство Гленн-Да-Лохе.

 



 
PR-CY.ru