КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 4

В Шотландии остатки прежней кельтской литургической традиции (ritus barbarus) были уничтожены при короле Малькольме III (1057/1058 – 1093 гг.) по настоянию его жены королевы Маргариты (около 1045 – около 1093 гг.). Виндрих в Житии св. Герхарда, епископа Туля (ум. в 994 г.), упоминает о множестве ирландских клириков в Лотарингии, которые служили отдельно по своему обычаю (more patrio). В ирландских источниках процесс перехода на римский обряд представлен как инициатива самих ирландцев: сообщается, что св. Альбе специально послал двух своих учеников в Рим, чтобы они принесли оттуда новый чин мессы (ut novum ordinem celebrandi a Roma deducerent). О том, что происходило с богослужением в Ирландии в X–XI вв., исследователям точно не известно. Решение вопроса во многом зависит от датировок нескольких рукописей. Исследователи полагают, что уже в этот период римский обряд занимал господствующее положение в Ирландии, хотя и отличался многими архаичными чертами от того обряда, который был распространён на континенте. Анализ литургических рукописей показал исследователям, что в эпоху до англо-нормандского завоевания (1169–1171 гг.) богослужение в Ирландии совершалось по римскому обряду в его англосаксонском варианте. Ряд крупных центров (в частности, на юге Ирландии) стремились поддерживать отношения с Кентербери. Исследователям известно, что епископ Мунстера Домналл О Хенна переписывался с архиепископом Ланфранком Кентерберийским по поводу практики причащения младенцев и о богословии евхаристии в целом. В первой половине XII в. в Ирландии были проведены серьёзные реформы по григорианскому образцу с целью упорядочить клир и исправить богослужение, приведя его в согласие с континентальным или принятым в Англии. На юге искоренением местных обычаев и продвижением более современного римского обряда занимался Гилберт (Гилла), епископ Лимерика (1106–1140 гг.). В 1120 гг. св. Малахия (ум. в 1148 г.) также попытался провести реформы в архиепископстве Арма, исправив порядок совершения служб суточного круга, исповеди, Конфирмации и брака (подробнее об этих реформах см. в ст. Келлах). Большую роль в распространении римского обряда в Ирландии сыграли также монашеские Ордены цистерцианцев, бенедиктинцев и каноников-августинцев. Принято считать, что переход на римский обряд завершился после второго Синода в Кашеле (1171/1172 г.), каноны которого предписывали совершать богослужение по обряду, принятому в Англии (quod Anglicana observat Ecclesia). Однако постановления этого Синода сохранились только в сочинении Гиральда Камбрийского и могут содержать, по мнению исследователей, интерполяции, привнесённые им самим, поскольку он выступал с апологией англо-нормандского вторжения в Ирландию. Скудость и фрагментарность сохранившихся источников не позволяют исследователям восстановить полный набор литургических книг кельтского обрядя. Небольшое число относительно полных книг ввиду их компилятивного характера трудно исследователям соотнести с принятыми в римском и галликанском обрядах, а также чётко разграничить книги для совершения мессы, таинств и оффиция.

 



 
PR-CY.ru