КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Среди святых в медальонах есть и Николай Чудотворец, но он изображён на правом поле внизу, а не слева от образа Пресвятой Богородицы. По мнению Т.В. Толстой, подобная путаница в наименованиях нескольких икон московского Успенского собора могла возникнуть из-за того, что некая Колочская икона Божьей Матери сохранялась в Петропавловском приделе Успенского собора, как и Тихвинская икона Пресвятой Богородицы со святыми на полях первой трети XVI в. Согласно описи 1853–1854 гг., слева от царских врат в иконостасе Петропавловского придела находилась икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, образом Святой Троицы над ней и святыми на полях, среди которых были св. Иоанн Предтеча, св. Симеон Богоприимец, Николай Чудотворец, преподобный Пафнутий Боровский, преподобный Авраамий Смоленский и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На окладе внизу была вычеканена надпись, согласно которой икона была «построена» 23 июня 1689 г. «по обещанию Вел. Государей Мастерские Палаты чиновников за избавление от бед милостию пресв. Богородицы и святыми молитвами». Эта икона в описи не названа Колочской, но, по мнению исследователей, её как список с чудотворной Колочской иконы Божьей Матери, заказанный мастерами придворной Оружейной палаты, упоминают Дмитрий Александрович Ровинский. Её судьба в XX в. исследователям неизвестна. Среди святых на этой иконе отсутствует образ пророка Илии, изображение которого было на чудотворной иконе, но есть святые Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец (возможно, патрональные святые «Мастерские палаты чиновников»). В Образной палате царского дворца, согласно её описи 1669 г., среди икон, поднесённых царю настоятелями разных монастырей, упоминается икона, схожая по выбору святых: «Образ Пречистые Богородицы да Илии пророка, Иоанна Предтечи, Семиона Богоприимца и иных святых». Образ Колочской иконы Божьей Матери включается в состав гравюр или икон с изображениями многих почитаемых икон Пресвятой Богородицы, например, в числе 160 на гравюре начала XIX в. работы мастера Долгова. По мнению исследователей, к подобным тиражным композициям восходят соответствующие клейма больших икон, таких как «Пресвятая Богородица Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» (1894 г., иконописец В.А. Кукин, частное собрание). На них отсутствуют образы святых, Богородица изображена по пояс, с Младенцем на левой руке, правая приподнята в жесте моления, Еммануил склоняет к Ней головку и благословляет. На иконе, по мнению исследователей, написанной в Сызрани, в подобном клейме с надписью «Колщчския Пресв. Бдца» Младенец поднимает лицо к Богоматери, правой поднятой ручкой благословляет Её; образы святых отсутствуют (середина XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве). Вариант Колочской иконы Божьей Матери с погрудным изображением Богоматери, держащей на левой руке Младенца, с образом Святой Троицы в верхней части, с фигурами Николая Чудотворца и пророка Илии известен по описанию иконы, почитаемой в Гжатске Смоленской губернии. Никодим Павлович Кондаков отметил такие черты, как облачный сегмент вокруг Святой Троицы, погрудные изображения не только Богоматери, но и святых по сторонам от Неё. Исследователь определял Колочскую иконы Божьей Матери как «юго-восточный вариант Одигитрии» и как корсунскую по происхождению, т. е. из числа древнейших русских икон.

 



 
PR-CY.ru