КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

После Полоцкого похода Колочская икона Божьей Матери заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (исследователям неизвестно – дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью. Исследователи не исключают, что это была икона с сюжетом явления Колочской иконы Божьей Матери, образцом для которой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей Колочская икона Божьей Матери была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом Николая Чудотворца и князя Андрея Можайского. Сопоставление фигур князя, при котором была обретена Колочская икона Божьей Матери, и святителя, которому посвящён главный собор Можайска, указывает на не известные исследователям события, связанные с почитанием князя Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе («Полное собрание русских летописей», том 23, том 8), где в 1564–1566 гг. была сделана монументальная роспись в том числе с его фигурой на западной стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в повороте на тричетверти, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, великомученика Андрея Стратилата (исследователи считают, что этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы). Не прерывалась память о Колочской иконе Божьей Матери и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, из которого происходит единственный список Симеоновской летописи конца XV в. с известием о явлении Колочской иконы Божьей Матери. В хозяйственных книгах обители под 23 декабря 1592 г. записано, что в Москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги». Празднование Колочской иконе Божьей Матери было учреждено под 9 июля, как полагают исследователи, на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания – в рукописи конца XVI в. (Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН). Праздник был включён в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, как полагают исследователи, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской середины XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении Колочской иконы Божьей Матери в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божьей Матери (8 июля – в честь Казанской иконы Божьей Матери, явленной в 1579 г.; 11 июля – в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божьей Матери, посвящённый «отпуску» из Москвы после поновления в 1540 г.), праздновать 9 июля в первой половине XVII в. могли другим иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо Колочской иконе Божьей Матери праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские».

 



 
PR-CY.ru