КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Подобно празднику 29 июля, праздник Колочской иконе Божьей Матери 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам великомученицы Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 ноября. В 1611 г. 1 сентября Колочская икона Божьей Матери была поновлена, о чём сообщалось в трёх «столбцах», найденных на иконе при снятии с неё драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресвятой Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом» (исследователи полагают, что поновлен был именно средник складня). Из тех же «столбцов» исследователям известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина». Согласно делопроизводственным документам XVIII–XIX вв. Колочская икона Божьей Матери представляла собой сложное произведение с большим количеством фигур. По мнению исследователей, древний складень был дополнен рамой с изображениями, или фигуры святых были написаны на его полях. Колочская икона Божьей Матери имела богатый оклад, наиболее древними частями которого были золотые чеканные венцы с драгоценными камнями на образах Пресвятой Богородицы и Младенца, а также на святых. Кроме того, икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой с драгоценными и полудрагоценными камнями и привесами, поверх неё – золотой сеткой («кружевом») с камнями, которая была снята в 1841 г., вес её составил 51 золотник (чуть более 2 кг). Колочская икона Божьей Матери упоминается как складень, в центральной части находится образ Божьей Матери с Младенцем, над ним – изображение Святой Троицы, образы святых пророка Иоанна, Симеона Богоприимца, в подножии – преподобного Авраамия Смоленского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и преподобного Пафнутия Боровского; на створке слева – архангела Гавриила и Николая Чудотворца, справа – архангела Михаила и пророка Илии. Появление дополнительных образов, в том числе святых, среди которых три Константинопольских святителя и русские преподобные, прославленные на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., отражает распространение почитания Колочской иконы Божьей Матери, а также могло быть связано с личным обетом (исследователи не исключают, что святые были покровителями тех, кто участвовал в поновлении Колочской иконы Божьей Матери в 1611 г.). Монастырь, где пребывала Колочская икона Божьей Матери, во второй половине XVII в. посещал патриарх Иоаким (1674–1690 гг.), который по рождению происходил из Можайска, например, он приезжал в Можайск в 1684 г. на освящение церкви во имя Николая Чудотворца «на градских вратех» (в монастыре был похоронен его дед, в миру носивший имя Иван Савёлов). Вкладами патриарха Иоакима могли быть наиболее старые богослужебные книги: Требник 1680 г., Евангелие воскресное с толкованиями 1681 г., четыре Ирмология и два Октоиха 1683 г., Апостол 1684 г., Евангелие малого формата 1685 г. и Минея месячная 1687 г. Исследователи полагают, что богатое убранство Колочской иконы Божьей Матери могло быть создано при патриархе Иоакиме в третьей четверти XVII в. В 1727 г. ещё совершались крестные ходы с Колочской иконой Божьей Матери в Можайск и Верею, судя по ходатайству, направленному в Крутицкую епархию от вкладчиков Колоцкого монастыря бригадира Петра, стольника Афанасия, подполковника Тимофея Тимофеевича, детей Савёловых вместе с капитаном-лейтенантом графом Платоном Ивановичем Мусиным-Пушкиным, с просьбой разрешить, как и в прошлые годы, провести крестный ход в день Сошествия Святого Духа.

 



 
PR-CY.ru