КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

После отнесения монастыря к территории Гжатского уезда и Смоленской епархии чудотворную икону носили на несколько недель в мае или июне в Гжатск (ныне Гагарин Смоленской области). Исследователи отмечают, что иконография Колочской иконы Божьей Матери имеет разные варианты. В летописях начала XVI в. приведено пространное для средневековых источников описание явленной иконы: «Св. Б(огороди)ца, держащи на руце младенец Господа нашего И(ису)са Х(ри)с(т)а, с едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия Пророк» («Полное собрание русских летописей», том 18; в «Степенной книге» сначала упоминается «затворец» с образом пророка Илии, а затем – с образом Николая Чудотворца). Упоминание «затворцев» с изображениями святых позволяет исследователям предполагать, что Колочская икона Божьей Матери изначально была складнем (полиптихом), на котором в центре размещалось изображение Богоматери с Младенцем, видимо, поясное, на одной створке был Николай Чудотворец, на другой – пророк Илия. О явленной Колочской иконе Божьей Матери в Колоцком монастыре как об иконе со створками упоминает Евгений Николаевич Поселянин. Именно в виде складня Колочская икона Божьей Матери изображена на нескольких миниатюрах, иллюстрирующих её явление и историю с крестьянином Лукой, во втором Остермановском томе Лицевого летописного свода (1570 гг., Библиотека Академии Наук) Складень имеет килевидные очертания, изображение Пресвятой Богородицы на центральной створке по изводу близко к Владимирской иконе Божьей Матери в сокращённом, поясном варианте: Мать держит Младенца на правой руке, Он обнимает Её, протягивая ручки и приникая щекой к Её склонённой голове. На створках по сторонам представлены поясные и прямоличные образы Николая Чудотворца в фелони с омофором и пророка Илии в коричневой милоти. Среди сохранившихся повторений исследователям известны такие, которые воспроизводят схему Колочской иконы Божьей Матери в качестве складня: например, на иконе мстерского письма (середина XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве) Николай Чудотворец и пророк Илия изображены в рост, стоят с двух сторон от Богородицы с Младенцем (в центре). Пресвятая Богородица изображена по пояс, Она склоняет голову к Младенцу, который сидит на Её коленях, а Его ножки покрыты мафорием. Под драпировкой мафория в особой рамке на белом фоне размещена подпись, в которой икона названа «копией с явленной и чудотворной иконы Пресв. Бдцы Колочския» и упоминается о её явлении и чудотворениях в «уделе Можайска» некоему земледельцу во время правления князя Андрея. В 1818 г. императору Александру I при посещении им восстанавливавшегося после Отечественной войны 1812 г. Колоцкого монастыря игумен Иосиф преподнёс копию с Колочской иконы Божьей Матери. В поздней приписке к тексту описи московского Успенского собора первой половины XIX в. икона Богоматери Тихвинской со святыми на полях названа иконой Колочской. Эта икона сохранилась в собрании музеев Московского Кремля. После раскрытия и реставрации в 1995–1997 гг., проведённых И.Н. Гордеевой, её датируют первой третью XVI в. Она отчасти близка к описаниям и поздним спискам Колочской иконы Божьей Матери, поскольку имеет схожие детали: на нижнем поле – медальоны с полуфигурами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, на верхнем поле – образ Святой Троицы.

 



 
PR-CY.ru