КОЛЛИВАДЫ - Страница 15

Колливады полагали, что никакие соборные постановления или писания св. отцов не устанавливают определённых сроков или периодов, по истечении которых следует причащаться (разумеется, в том случае, если приступающий к причащению не имеет к тому какого-либо канонического препятствия). Когда именно приступать к таинству, определяется не «днями», как пишет, например, Афанасий Паросский, а только совестью. В подтверждение этого воззрения уже на начальном этапе спора колливады приводили немалое количество свидетельств, почерпнутых из святоотеческих писаний. Противники колливадов обвиняли их в том, что они будто бы причащаются ежедневно и учат этому других, однако колливады отрицали подобные обвинения, хотя и не считали практику ежедневного причащения в принципе невозможной – но при постоянном испытании совести и аскетическом трезвении. При этом колливады однозначно утверждали: «Кто говорит, что для причащения не нужно приуготовление покаянием и исповедью и посильное очищение, да будет анафема!». Достаточно подробно взгляды колливадов на практику частого причащения излагаются и в апологии старца Иерофея, который прямо назвал клеветой обвинения в том, что он будто бы допускал к причащению без должного приуготовления, предполагавшего посильный пост и воздержание, однако указал: «Хотя у нас и нет канона, который буквально говорил бы нам о посте (перед причастием), кроме канонических постов, то есть Великой Четыредесятницы, среды, пятницы и понедельника, а о частом причащении мы имеем и апостольские, и соборные каноны, которые повелевают нам в обязательном порядке, чтобы когда мы пребываем в молитвах до конца литургии, тогда и причащались. Но… я не отрицаю того, что не даю всем многодневного поста… Я по-разному использую икономию поста в отношении приходящих ко мне на исповедь: иначе к состарившемуся, иначе к молодому и иначе к немощному. Однако воздержанию я учу всех равным образом, чтобы они его никогда не оставляли, (и воздерживались) не только от еды, но и от злых помыслов, от сквернословия и от злых дел, и хранили свои чувства, (ибо) если мы им не внимаем, то нами овладевают страсти…». Обвинения противников колливадов в том, что те не признают ни трёхдневного, ни недельного поста перед причащением, справедливы лишь в том отношении, что колливады, считая пост весьма полезным, в том числе и в качестве подготовки к причащению, не находили оснований в Священном Предании для подобных постов (кроме, разумеется, обязательного воздержания от пищи начиная с полуночи). Абсолютный приоритет Священного Предания заставлял колливадов воздерживаться от «канонизации» любых, пусть даже полезных обычаев, тем более что в случае трёхдневного, а тем более недельного поста возникали серьёзные противоречия с соборными постановлениями, воспрещающими пост в субботу и воскресенье. Поэтому колливады ограничивались увещанием придерживаться посильного воздержания перед причащением Святых Таин как необходимой составляющей правильного приуготовления. В течение споров второй половины XVIII – начала XIX вв. затрагивались и другие темы, как правило, свою позицию колливады формулировали, защищаясь от часто вполне беспочвенных обвинений противников; в таких случаях тезисы колливадов не бывают развёрнутыми и сводятся к простому отрицанию приписываемого им мнения с весьма кратким разъяснением.

 



 
PR-CY.ru