КОКИЗА, какиза, кукиза - Страница 2

Таким образом, внутри руководства проводится разграничение между певческими знаками, фитами и кокизами, а общий заголовок «Книга имянуемая…» состоит из перечисления различных структурных элементов знаменного распева – знаков, попевок, «строк мудрых» и фит. Кокизник, от которого «Книга имянуемая...» производна по тексту, называется «Имена попевкам» (например: Российская национальная библиотека, 1604 г.) или «Имена строкам знаменным» (например: Российская государственная библиотека, 1620 гг.), что в данном контексте свидетельствует о синонимичности терминов «попевка», «строка» и «кокиза». Заголовок «Сия кокизы розводных строк», типичный для других списков того же Кокизника «со строками» (например: Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в., середина XVII в.), не даёт исследователям оснований для противопоставления кокизы и попевки или обозначения термином «кокиза» графики попевок изолированно от их мелодического содержания (Кокизники «Си кокизы...» и «Имена попевкам» различаются не графимой попевок, а тем, что в первый включены фрагменты песнопений, названные «розводными строками»). В рукописи Российской государственной библиотеки начало ещё одного Кокизника отмечено подзаголовком «Имена знаменным строкам», а его окончание – «И всех имён первых кокиз 167». Данные ремарки подтверждают синонимичность терминов «строка» и «кокиза». Аналогичный пример содержится в руководстве середины XVIII в. «Начало кокизам» (Рига. Община старообрядцев-поморцев. Частное собране); представленные далее мелодические обороты называются «строка 1-я», «строка 2-я» и т.д. В заголовке «Строки кокизныя всех осми гласов», содержащемся в Кокизнике рубежа XVII и XVIII вв. Российской государственной библиотеки, термин «кокизныя» в сочетании с термином «строка», по мнению исследователей, является тавтологией. Термин «кокиза» фигурирует также в заголовках казанско-столповых Согласников (см. ст. Казанская нотация): «Какизы, сиречь ключ столповому и казанскому знамени» (Российская государственная библиотека), «Книга глаголемая кокизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» (Саратовский государственный университет, 1620–1630 гг.). Поскольку содержание данного типа руководств составляют попевки, а не отдельные знаки знаменного и путевого распевов, а также в силу существования граней – особого типа руководств, в которых сопоставляются отдельные знаки знаменной и путевой нотаций, термин «кокиза» в данном случае равнозначен термину «попевка». Без упоминания «казанского знамени» те же заголовки предпосланы отдельным столповым Кокизникам: «Кокиза сиречь ключ столповому знамени» (Российская государственная библиотека), «Книга глаголемая кокизы, сий речь ключ столповому знамени» (Исторический музей, около 1670 г.).

 



 
PR-CY.ru