КОКИЗА, какиза, кукиза

КОКИЗА, какиза, кукиза – термин древнерусской музыкальной теории, обозначающий в крюковом пении основную структурную единицу песнопений – попевку. Его этимология связана, по мнению исследователей, с именем преподобного Иоанна Кукузеля, византийского мелурга, одного из создателей свода мелодических формул византийского церковного пения – «Большого исона». Изложенные в научной литературе мнения о значении данного термина в определённой степени расходятся. Протоиерей Димитрий Разумовский считал, что кокиза – это строки, лица и фиты знаменного распева. Позднее Максим Викторович Бражников сформулировал понимание кокизы как синонима попевки: он определил её как «типичный гласовый оборот напева…, являющийся мелодической характеристикой данного гласа». Его мнение принято большинством исследователей, в том числе, например, Зимар Махмудовной Гусейновой и Ириной Евгеньевной Лозовой (последняя уточняет термины «попевка» и «кокиза», отмечая присутствие в них не только мелодической, но и графической составляющих). Галина Андреевна Пожидаева не согласна с отождествлением М.В. Бражниковым кокизы и попевки; она считает термин «кокиза» общим названием типичных мелодических оборотов, рассматриваемых вне словесного ряда песнопений, а термин «попевка» – названием музыкально-речевой структуры, возникающей «в результате распева одной или несколькими кокизами… единицы текста песнопения – слова, синтагмы или строки… Попевка, в отличие от кокизы, обязательно имеет с текстом общую цезуру». Г.А. Пожидаева также обращает внимание на тот факт, что термин «кокиза» в древнерусской музыкальной теории применялся не только в отношении попевок, но и в отношении к «разводным строкам» – тексто-мелодическим единицам иного характера. Ещё одну точку зрения на термин «кокиза» высказывает Татьяна Михайловна Балматова, сужая его понимание до графической составляющей попевки – её начертания. В источниках термин «кокиза» как название структурной единицы песнопений встречается в заголовках ряда Кокизников и Согласников (сводов попевок знаменного и путевого распевов). В заголовках Кокизников XVII в. он выступает как эквивалент терминов «попевка» и «строка». Так, в музыкально-теоретическом руководстве конца XVII в. Российской государственной библиотеки, озаглавленном «Книга имянуемая кокизы, строки мудрыя, и фиты разводныя, и знамя истолковано», свод попевок «со строками» следует после разделов символического толкования знамен и перечисления фит и имеет подзаголовок «От сего места писаны кокизы, имена им».

 



 
PR-CY.ru