КОКИЗНИК - Страница 5

Исследователям известны единичные списки Кокизников-перечислений «со строками» с гласовой организацией попевок (например: «Азбука из частного собрания в рижской общине старообрядцев-поморцев», середина XVIII в.), дополненных чертами Кокизника-толкования (где знаки крюковой нотации снабжены избыточным количеством степенных помет), а также Кокизников-толкований без словесного текста (например: «Азбука из частного собрания в рижской общине старообрядцев-поморцев», середина XVIII в.), где графика попевок поясняется с помощью дробного знамени и избыточной простановки помет. В среде старообрядцев-поморцев сформировался и получил широкое распространение Кокизник, содержащий фрагменты песнопений, которые дифференцированы по гласам и певческим книгам (Ирмосы, Октай, Праздники; например: Московская духовная академия, начало ХХ в., XIX в.; Российская государственная библиотека, 1835 г.). По мнению исследователей, последняя особенность составляет явное новшество по сравнению с Кокизниками более раннего времени. Данное руководство принадлежит одновременно к типам учебного кокизника и кокизника-перечисления, о чём сказано в тексте предисловия к нему: «Подобает ведати известно на колико строк поётся божественное осмогласное пение, и како которые строки именуются, избрани со всего осмогласника… для скораго учения учеником, чтобы им познати всяко вскоре осмогласное пение, и выучив сия строки по согласию, таже по текстом, потом гладким пением накрепко, чтобы помнить им где которая строка стоит…» (например: Российская национальная библиотека, первая треть XVIII в.). Также исследователи отмечают, что ему свойственны и черты толкования, поскольку отдельные тайнозамкненные начертания разведены в нём дробным знаменем. В среде поповцев повсеместное распространение получает свод мелодических оборотов, заключающий в себе начертания отдельных многозвучных знамен и тайнозамкненных графических комплексов (лиц). Данный материал расположен по гласам и поясняется дробным знаменем (например: Российская государственная библиотека, середина XIX в.), а в ряде списков – киевской нотацией (например: Российская государственная библиотека, середина XIX в.). Но поскольку прямой целью создания данного свода явилось не составление «словаря» мелодических оборотов, а трактовка певческого значения знаков в том или ином контексте, то, строго говоря, он не является Кокизником, а продолжает традицию раздела азбук-толкований «по гласам». По мнению исследователей, характерно, что все перечисленные старообрядческие своды – не самостоятельные руководства, а входят в более обширные по содержанию теоретические трактаты. С конца XIX в. до настоящего времени Кокизники составляют исследователи: протоиерей Димитрий Разумовский, протоиерей Василий Металлов, Божидар Пенев Карастоянов, Ирина Викторовна Ефимова и Е.А. Кипа, Татьяна Федосьевна Владышевская, Ирина Евгеньевна Лозовая, М.В. Богомолова и др. Все исследовательские кокизники принадлежат к типу толкований, где крюковая нотация поясняется с помощью нотолинейной записи или дробного знамени. В Кокизнике протоиерея Василия Металлова крюковые начертания попевок отсутствуют, даны только нотолинейные переводы. В различные исторические периоды причины создания Кокизники различались, что приводило к преобладанию того или иного типа руководств. В древнерусский период таковыми стали Кокизники-перечисления – пособия по композиции, в старообрядческий – учебные Кокизники, направленные на овладение знаменным пением, в новейший – Кокизники-толкования, содержащие транскрипцию тайнозамкненной крюковой записи линейной нотацией.



 
PR-CY.ru