КОКИЗНИК - Страница 2

Помимо принципа представления материала (перечисления мелодических единиц знаменного распева) Кокизник-перечисление объединяет с азбуками наличие общего материала: в азбуки наряду с отдельными певческими знаками, составляющими их основное содержание, и некоторыми фитами традиционно включаются две попевки – кулизма и перевяска, которые представлены в виде соответствующих графических комплексов и названий и не образуют особого раздела, а выписаны вперемежку с невмами (например: Российская национальная библиотека, вторая четверть XV в.; Российская национальная библиотека, 1550–1560 гг.). По способам представления попевок Кокизники-перечисления исследователи подразделяют на две группы: первая содержит только названия и начертания попевок, вторая в дополнение к этому включает также фрагменты богослужебного текста, иллюстрирующие попевки. К первой группе исследователи относят руководство «Имена попевкам», которое включает 75 названий попевок, снабжённых крюковой нотацией. Заголовок руководства указывает, что одной из целей его создания было зафиксировать названия попевок. Наиболее ранний его список содержится в упоминавшейся выше рукописи инока Христофора (Российская национальная библиотека), который, по мнению исследователей, является автором руководства. В списке Российской государственной библиотеки (до 1620 г.) данный Кокизник озаглавлен «Имена строкам знаменным», ещё в ряде списков он не имеет названия (например: Российская государственная библиотека, до 1644 г.; 1620 гг.). Главное различие между списками «Имён попевкам» состоит в отображении возможности использовать попевки в тех или иных гласах: в рукописи инока Христофора эта возможность зафиксирована последовательно, в других списках – только фрагментарно или опущена совсем. Вторая группа Кокизников-перечислений, названная Зивар Махмудовной Гусейновой «Кокизниками со строками», в XVII в. была наиболее многочисленной. Она представлена рядом руководств, которые по способу изложения и расположения материала распадаются на две подгруппы: в первой показана возможность употребления попевок в различных гласах (например, в четвёртом и шестом, шестом и восьмом), в другой – нет. Первая подгруппа представлена Кокизниками из рукописи инока Христофора, не имеющим специального заголовка, и кокизником «Сказание прикрытому знамени. Сия кокизы розводных строк» (Исторический музей) – в обоих гласовая принадлежность попевок отражена с помощью цифр (в существующих списках кокизников из рукописи инока Христофора возможность употребления попевок в тех или иных гласах фиксируется с разной степенью систематичности: зачастую она отмечена только для единичных попевок), а также руководствами «Имена строкам» (Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в.), «Указ октайным строкам» (Российская государственная библиотека), «Имена попевкам на осмь гласов» (например: Российская государственная библиотека; в списке конца XVII в. Российской государственной библиотеки – заголовок «Имена попевкам»), «Попевки первого гласа» (Российская государственная библиотека, середина XVII в.) и «Имена роспевочным строкам на кийждо глас» (Исторический музей, 1650 гг.), где попевки расположены в порядке восьми гласов. По мнению исследователей, характерная особенность изложения попевок в руководствах данной подгруппы заключается в том, что их названия приводятся без нотации, а фрагменты богослужебного текста нотируются.

 



 
PR-CY.ru