«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» - Страница 3

Важной особенностью «Ключа разумения» исследователи считают скрепление текста вводной частью, в которой объявляются темы труда, и заключением, подводящим итог. Исследователи находят это весьма необычным для музыкальных руководств XVII в. и считают, что оно определённо имеет прообразы вне русской музыкальной традиции того времени. Исследователи полагают, что в такой структуре отражаются три риторические части (ексордиум, наррация и конклюзия), о которых писал архимандрит Иоанникий (Галятовский) в трактате «Наука, албо способ зложеня казаня» в составе своего «Ключа разумения». Исследователи отмечают, что в рисунке ключа располагается небольшое руководство с 13 пометами и со слогами сольмизации, расположенными на семилинейном нотоносце. Демонстрируется диатонический звукоряд в восходящем движении. Одну из используемых помет исследователи находят необычной; в других теоретических памятниках обнаружить её исследователям не удаётся. Она имеет значение высокой странной пометы, транспонируя на определённом участке ряд знамен на целый тон вверх. Если в обычном случае на транспонирование вверх указывает одна буква, то в данном случае – другая. В рядовом изложении монах Тихон Макариевский использует низкие странные пометы, обозначаемые крыжом. При этом пометы «с крыжем» и «с крыжем» имеют два значения – обычной пометы и низкой странной (в зависимости от напева). В списках с интерполяцией раздела о пометах ряд обычных помет расширен до 15 за счёт добавления помет «с двумя хохлами». Далее разъясняются низкие и высокие странные пометы при помощи сольмизации и на примерах из песнопений. Автор данного раздела рекомендует использовать крыжи только для странных помет, заменяя крыжевые пометы обычного ряда пометами, помещаемыми под знаменем. Исследователи отмечают, что линейная нотация использована в «Ключе разумения» как инструмент для изучения знаменной нотации. В параграфе «Сказание о нотном гласобежании» монах Тихон Макариевский поместил некоторые сведения из теории линейной нотации: разъяснил принцип нотоносца, описал длительности, а также прокомментировал употребление бемоля, попутно сообщив некоторые сведения о сольмизации. Так, при использовании неключевого бемоля меняется гексахорд, что фактически меняет систему cantus durus на cantus mollis. Возвращение в cantus durus осуществляется с помощью бемоля («дондеже станет бемул по простому клявесу»), что подразумевает использование бемоля для нейтрализации предыдущего бемоля. О возможном использовании бемоля как знака, повышающего соседний звук, упоминали некоторые исследователи, однако далеко не все примеры, по мнению других исследователей, выглядят убедительно. По мнению исследователей, такая функция бемоля не являлась свойством исключительно киевской нотации, а существовала и в западноевропейской традиции. В отдельных списках «Ключа разумения» предложены некоторые дополнительные сведения, например, о «бемулярном клявише» (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru