«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ»

«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» – руководство по знаменной и линейной киевской нотациям, написанное Тихоном Макариевским, монахом (с 1675 г. – архимандрит) Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, между 1670 г. и 7 марта 1677 г. «Ключ разумения» – ранний и наиболее обширный двоезнаменник, часто рассматривается как источник для изучения знаменного распева и его нотации, но также имеет значение как один из первых памятников теории линейной нотации в России и как материал для исследования взаимодействия двух нотаций. В оригинале руководство не озаглавлено, «Ключ разумения» – название имеющегося в трактате рисунка ключа, которое перенесено исследователями на весь текст. Другое встречающееся название («Сказание о нотном гласобежании») дано по заголовку раздела, с которого начинается руководство в некоторых списках. «Ключ разумения» посвящён изучению отдельных знамен и мелизматических формул (фит и «строк мудрых»), а также частично помет. Монах Тихон использовал методы экземплификации (объяснения с помощью примеров) и транскрипции дробным знаменем и линейной нотацией, которая, в свою очередь, была здесь описана. Исследователи нашли больше 20 списков «Ключа разумения» последней четверти XVII – начала XVIII вв. Полный каталог списков «Ключа разумения» не опубликован. Трактат переписывался в отдельных кодексах (например: Российский государственный архив древних актов, Российская национальная библиотека), в теоретических сборниках (Российская национальная библиотека), вместе с певческими книгами (например: Государственный исторический музей). Исследователи отмечают, что варианты текста «Ключа разумения» весьма многообразны. Переписчики по-разному располагали части руководства (Российская государственная библиотека). Существует ряд списков без линейной нотации и с различным сокращением некоторых разделов (Российский государственный архив древних актов, Государственный исторический музей, Российская национальная библиотека, Библиотека Академии Наук и др.), вплоть до знаменного руководства. Иной вариант – использование фрагментов «Ключа разумения» в качестве руководства по линейной нотации (Государственный исторический музей). В двух списках присутствует интерполяция раздела о пометах с описанием обычных и странных помет (Государственный исторический музей, Российская национальная библиотека). Списки различаются расположением линейных и знаменных строк в двознаменных разделах, ключами, редактурой, дополнениями. Как целый текст «Ключ разумения» перестали переписывать, когда знаменная нотация вышла из широкого употребления в официальной церкви, что косвенно свидетельствует об основной категории читателей «Ключа разумения». Последние списки исследователи относят к первому десятилетию XVIII в. (Российский государственный архив древних актов, Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru