«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» - Страница 2

Некоторый интерес к «Ключу разумения» сохранялся и позднее, как в официальной церкви (фрагменты присутствуют в нотолинейных сборниках Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Государственного исторического музея), так и у старообрядцев, которые цитируют «Ключ разумения» в певческих азбуках. Нижнюю границу датировки «Ключа разумения» исследователи устанавливают по наличию цитат из «Извещения о согласнейших пометах» (1670 г.) монаха Александра Мезенца, верхняя – по первому известному датированному списку – Российский государственный архив древних актов (рукопись написана арзамасцем Петром Мелетиевым, сыном Белковым, 7 марта 1677 г.). Имя автора «Ключа разумения» сообщается в акростихе, который исследователи читают в значительном числе списков. Протоиерей Василий Михайлович Металлов приписал Николаю Павловичу Дилецкому участие в составлении «Ключа разумения» на основе фразы в его «Мусикийской грамматике» («якоже рекох в тихоновской мусикии») и представления (вслед за протоиереем Дмитрием Васильевичем Разумовским и Алексеем Степановичем Родосским) о наличии в «Ключе разумения» некой второй части о партесном пении, которую он атрибутировал Н.П. Дилецкому. Эта гипотеза сформулирована без непосредственного обращения к рукописям «Ключа разумения» и, несмотря на поддержку некоторых исследователей (Владимир Васильевич Протопопов, Дмитрий Михайлович Буланин, Елена Константиновна Ромодановская), не находит текстологического подтверждения. При написании «Ключа разумения» монах Тихон Макариевский использовал в качестве источников отдельные тексты, а также опирался на известные ранее темы и методы, по-новому их сочетая. Чаще всего он обращался к «Извещению...» монаха Александра Мезенца, из которого взял отдельные фрагменты. Тихон Макариевский развил классификацию знамен «Извещения...», а также заимствовал метод двойной транскрипции: в «Извещении...» ирмос «Христос раждается» приведён в оригинальной версии и в двух вариантах транскрипции – дробным знаменем и экспериментальной, «теоретической» невменной нотацией на основе знаменной; в «Ключе разумения» использованы дробное знамя и линейная нотация. В привлечении линейной нотации в «Ключе разумения» исследователи видят развитие идеи монаха Александра Мезенца – его экспериментальная нотация основана на принципах линейной («мерою противо нотнаго гласоступания»). Акростих «Извещения...» является ближайшим прообразом для акростиха «Ключа разумения». Другой, далёкий от музыки источник «Ключа разумения» – сборник архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (1659 г.), из которого был заимствован рисунок ключа, а также общая композиция соответствующего листа с цитатами из Библии вокруг ключа и с надписями на нём. Структура «Ключа разумения» с множеством разделов напоминает исследователям сборники различных руководств, распространившиеся с начала XVII в., с тем отличием, что в «Ключе разумения» взамодополняемость разделов более строго выдержана.

 



 
PR-CY.ru