КЛИМЕНТ, Клим Смолятич - Страница 5

Послание Климента дошло до нас не в первоначальном виде, а (как исследователи видят из заглавия) с наслоением толкований некоего монаха Афанасия, о котором исследователям ничего не известно. Текстологический и источниковедческий анализ позволяет исследователям предположить, что этот последователь Климента на литературно-богословском поприще был, скорее всего, его младшим современником, толковавшим Послание несколько десятилетий спустя после написания. Исследователи полагают, что Климент вместе с представителями своей литературной школы был автором первого славянского перевода Толкований Никиты Ираклийского (ХI в.) на 16 Слов Григория Богослова, и Послание Климента является ответом на претензии по поводу этого труда, высказанные смоленским священником Фомой. Измаил Иванович Срезневский предполагал, что Клименту принадлежит «Слово о любви Климово», но уже Николай Константинович Никольский счёл спорной такую атрибуцию. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) приписывал Клименту «Слово в неделю Всех святых» (Российская государственная библиотека, ХV в.). По мнению некоторых исследователей, Клименту могут принадлежать ответы на ряд вопросов новгородского иеромонаха Кирика, сохранившиеся в «Вопрошании Кириковом», где упоминается Клим. Климента нередко изображали на миниатюрах русских летописей. Так, в Радзивиловской летописи конца XV в. (Библиотека Академии Наук) показан совет князя Владимира Мстиславича с Климентом и жителями Киева, на котором обсуждается измена черниговских князей. Климент изображён в центре композиции вполоборота влево; облачён в монашескую мантию и чёрный клобук. Он обращается к сидящим с ним на одной скамье князю Владимиру Мстиславичу и, как полагают исследователи, киевскому тысяцкому. За спиной митрополита – несколько горожан, один из которых размахивает предметом, похожим на посох или багор. Клименту посвящено несколько миниатюр из Лицевого летописного свода 1570 гг., где он изображён седым старцем с волнистыми волосами и клиновидной бородой до середины груди. В Голицынском томе (Российская национальная библиотека) проиллюстрировано поставление Климента митрополитом: изображён Собор русских епископов и духовенство, недовольное решением Собора и князя Изяслава Мстиславича об избрании Климента. Другая миниатюра показывает Климента до и после его поставления: в правом верхнем углу он в монашеском облачении сидит в келье за столом с двумя чернильницами и пишет на листе пергамена; в правом нижнем углу на фоне архитектуры (как полагают исследователи, перед входом в монастырь) Климент принимает послов, которые принесли весть об его избрании; в центре композиции митрополит в храме проповедует пастве, в зеленоватой фелони, омофоре, с раскрытой книгой в руках. В последнем случае он изображён с нимбом. Цикл из трёх миниатюр иллюстрирует попытку Климента предотвратить княжескую усобицу. В Лаптевском томе (Российская национальная библиотека) повторены сюжеты избрания Климента митрополитом и недовольства духовенства, однако акцент сделан на вражде Климента с Новгородским архиепископом Нифонтом, который пытался опротестовать его избрание в Константинополе.



 
PR-CY.ru