КЛЕМАН Оливье - Страница 3

Популяризаторские и просветительские труды Оливье Клемана были всегда основаны на большой эрудиции, культуре и вместе с тем укоренены в опыте его личного переживания веры, учения, молитвы и литургии церкви. «Умение сочетать святоотеческое предание с глубоким пониманием современного мира и его проблематики во многом объясняет его успех в широких кругах». Некоторые исследователи причисляют Оливье Клемана к богословам неопаламитского направления. Однако частично принимая такую характеристику, другие исследователи учитывают, что мысль Оливье Клемана питалась из разных источников, в ней обнаруживается также заметное влияние евхаристической экклезиологии, элементов софиологии, философии всеединства, персонализма и диалога. Говоря о Боге и спасении, Оливье Клеман выделяет, главным образом, те моменты, которые созвучны проблемам современности, актуальным исканиям человечества, увязывая богословские представления с историософскими, антропологическими, социологическими, эстетическими и экологическими концепциями. Так, центральные для богословия Оливье Клемана категории личности и общения имеют основание в учении о триедином Боге и об откровении, в христологии и идее богочеловечества, в интуиции Божественного всеприсутствия, интеграции и всеединства, приоритета общего и всеобщего, в котором в то же время личностное не теряет своеобразия: «...Только тринитарный догмат, через разделение-идентичность сущности (и сверхсущности) и Ипостасей, указывает на личность как надрациональное совпадение абсолютного единства и абсолютного разнообразия». По принципу троичного ипостасного единства строится учение Оливье Клемана о человеке: «Эта тайна общения – единство-инаковость – передаётся людям через Боговоплощение, ибо человек создан по образу Божьему и призван войти в тринитарное общение, участвовать в Духе в вечном рождении Сына». Поэтому христианская антропология, согласно Оливье Клеману, есть антропология тринитарная – раскрывающаяся в действии Святого Духа «христология человека», в которой понятие личности неотделимо от понятия сопричастности, а вера – «это личное присоединение к личному прикровенно-приоткрытому присутствию тайного, недоступного Бога, Который открывается, дарует Себя, делает Себя причастным в Иисусе Христе, не теряя при этом Своей трансцендентности». В свою очередь, «тринитарная антропология обосновывает в божественно-человеческой реальности экклезиологию сопричастности. Через это мы входим в тайну соборности, не пространственной, но духовной вселенскости Церкви: православная антропология завершается в экклезиологии». Исследователи отмечают, что влияние богословия священника Павла Флоренского и протоиерея Сергия Булгакова проявляется в высказывании Оливье Клемана о «вписанном в сердце божественной жизни» Пресвятой Троицы ипостасном кеносисе – самоотречении Отца, дарении Им Себя Сыну: «...Отцовство-сыновство не указывает на иерархическую структуру, но на предельный кеносис... И внутритринитарный кеносис Отца продолжается в кеносисе воплотившегося Сына...». Такое кенотическое видение Бога Оливье Клеман считает приоритетным в качестве исходного пункта для теодицеи в современных условиях, поскольку здесь открывается Бог любви и диалога, дарующий человеческой личности свободу и ждущий ответной любви. «Философская концепция Бога, заранее знающего всё, концепция, превращающая нас в марионетки, имеет совсем не библейские истоки».

 



 
PR-CY.ru