КЛЕМАН Оливье - Страница 2

В 1998 г. по просьбе папы Римского Иоанна Павла II Оливье Клеман подготовил тексты, произносимые во время стояний на литургической процессии крестного пути в Страстную пятницу в римском Колизее. В текстах были затронуты темы страданий женщин и лишений еврейского народа, неправедно обвиняемого в распятии Иисуса Христа. С 1959 г. Оливье Клеман возглавлял издание богословского журнала «Контакты» («Contacts»), в котором были опубликованы многие его статьи. При деятельном участии Оливье Клемана был составлен современный семейный катехизис, предназначенный для православных верующих Франции. Он неоднократно встречался с константинопольскими патриархами Афинагором I и Варфоломеем I, по итогам бесед с которыми написал книги, затрагивающие помимо представления личности и служения каждого из иерархов вопросы бытия церкви, её отношения к миру и свидетельства современному обществу о христианской вере, необходимости подготовки и проведения Всеправославного собора, проблемы единения христиан и диалога с последователями других религий. Оливье Клеман посещал Советский Союз и Россию для непосредственного знакомства с жизнью Русской церкви и встреч с некоторыми диссидентами: в августе 1956 г. сопровождал В.Н. Лосского в поездке в Москву, Ленинград и Киев; в январе 1988 г., марте 1991 г. и мае 1998 г. приезжал в Москву, в мае 1993 г. – в Санкт-Петербург; в июле 1994 г. предпринял путешествие по Волге. Во время визитов в 1991 и 1998 гг. состоялись его публичные выступления с лекциями, в частности, о понимании личности в христианстве. Несколько европейских и американских университетов присвоили Оливье Клеману звание почётного доктора. Отпевание Оливье Клемана состоялось 20 января 2009 г. в домовой церкви Свято-Сергиевского богословского института. Его совершил председатель Ассамблеи православных епископов Франции Эммануил (Адамакис), митрополит Галльский (Константинопольский патриархат), в сослужении главы Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера; ум. в 2013 г.) при участии иерархов некоторых других поместных православных церквей и в присутствии высокопоставленных представителей инославных конфессий. Довольно обширное богословское наследие Оливье Клемана мало изучено, не получило всестороннего систематического анализа и обобщающего осмысления. Среди причин этого исследователи называют как незначительный период времени, который прошёл со дня кончины Оливье Клемана, так и особенности его авторского стиля, тяготевшего не к научно-академическому изложению и методологической систематизации богословского знания, а, скорее, к творческой передаче смысла христианского откровения и веры, раскрытию в живой форме глубин церковного Предания, в особенности сокровищ византийского богословия, духовной культуры и мистических прозрений восточного христианства, для современников, в первую очередь, для западного читателя. В этом отношении Оливье Клеман выступал в роли «проводника», идущего по стопам религиозных деятелей русской диаспоры XX в. и продолжающего их исторически обусловленную миссию свидетельства о православии в Западной Европе, искал «союз западного «разума» с восточным «сердцем», скреплённый огнём Духа Святого». Обстоятельства происхождения и воспитания, а также общественно-политический контекст, в частности, массовые студенческие протесты 1968 г., повлияли на то, что «в своих сочинениях он часто возвращался к темам атеизма и духовного кризиса, с которым столкнулось современное европейское общество».

 



 
PR-CY.ru