КИРИЛЛ II - Страница 3

По мнению исследователей, Кирилл II был выдающимся проповедником и писателем, для его сочинений характерны глубина богословской мысли, высокий уровень художественного мастерства. Руководствуясь византийскими образцами христианской учительной литературы, он создавал оригинальные произведения, созвучные времени. Кирилл II хорошо знал и использовал сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Евсевия Александрийского, Григория Никомидийского, Феофилакта Болгарского, Симеона Метафраста, Георгия Амартола и др. К литературным особенностям творений Кирилл II исследователи относят введение в повествование диалогов, интерес к аллегориям и притчам, использование различных стилистических приёмов (аллюзия, амплификация, антитеза и др.). Свидетельством широкой известности сочинений Кирилла II исследователи называют факт их включения (наряду с творениями отцов церкви) в состав Торжественнка. Почитание Кирилла II началось, по мнению исследователей, сразу же после его смерти первоначально в Туровской епархии. В Проложном житии Кирилла II есть молитвенное обращение к нему как к святому. В составе Пролога второй редакции Житие Кирилла II получило широкую известность на территории всей Киевской митрополии. При составлении в XIV в. древнерусских редакций сборников уставных чтений (Исторический музей, Российская государственная библиотека) в них включаются поучения Кирилла II, которые почти полностью вытесняют переводные Слова на послепасхальный цикл. В указанных рукописях в заглавиях проповедей Кирилла II наряду с покаянными эпитетами: «грешнаго Кюрила мниха», «Кюрила, недостойнаго мниха» к имени Кирилла II добавляются и определения автора как святого: «святаго Кирилла», «блаженаго Кюрила», а в сборнике Исторического музея уже во всех гомилиях к имени Кирилла II прилагаются эпитеты «блаженный» и «святой». Память Кирилла II под 28 апреля приведена в месяцеслове «святых Великой и Малой России» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. («Русская историческая библиотека», том 4), в святцах начала XVII в.; в святцах Коряжемского монастыря (1621 г.) она указана под 30 апреля (Исторический музей). Житие Кирилла II первого вида вошло в издание Пролога 1643 г. В 1878 г. по инициативе Минского и Туровского епископа Евгения (Шерешилова) состоялось торжественное празднование памяти Кирилла II как покровителя Минской епархии, было издано собрание его сочинений. К освящению придела во имя Кирилла II в соборе апостолов Петра и Павла в Минске епископ Евгений (Шерешилов) составил тропарь и величание святителю. Кирилл II упоминается как общецерковночтимый святой в составленном архиепископом Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.). В 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митрополита Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование Собору Белорусских святых (в неделю третью после Пятидесятницы), в состав которого включён и Кирилл II.

 



 
PR-CY.ru