КИРИЛЛ II

КИРИЛЛ II (ум. после 1183 г.) – епископ Туровский, автор проповедей, поучений, молитв и канонов, святитель (память 28 апреля, в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Белорусских святых). В летописях Кирилл II не упоминается. Сведения о нём содержатся в кратком Проложном житии (под 28 апреля), некоторые известия биографического характера приведены в его произведениях. Проложное житие Кирилла II сохранилось в двух редакциях. Текст первого вида исследователи считают первоначальным, редакция второго вида дополняет его рядом небольших вставок (важнейшие отличия редакции второго вида, по мнению исследователей: пояснение, что город Туров «в Русстей стране тако нарецема»; именование св. князя Андрея Юрьевича «Боголюбским» (а не «Боголюбивым»); указание, что Кирилл II «канон великий о покаание створе к Господу по главам азбукии»). Время написания Жития исследователи определяют по-разному. Большинство исследователей датируют памятник серединой – второй половиной XIII в., Сон Джонг Со относит его к рубежу XII и XIII вв., Борис Михайлович Клосс – к концу XIV – началу XV вв. На послемонгольский период составления Жития указывает просьба автора к святому молиться об избавлении «от безбожных агарян, присно мучащих нас». Наталья Владимировна Понырко обосновала предположение, что Житие писалось за пределами Туровской земли. Возможно, местом его составления была Северо-Восточная Русь, на что, по мнению исследователей, указывают упоминания о князе Андрее Боголюбском и наречённом Владимирском митрополите Феодоре (Феодорце). По мнению О.В. Лосевой, написание Жития на Владимиро-Суздальской земле следует связывать с литературной славой Кирилла II. Не случайно автор Жития, хорошо знакомый с произведениями Кирилла II, называет его вторым Златоустом: «Радуися, святителю честныи и учителю, другии златословесныи учитель нам в Руси восия паче всех!». Кирилл II родился и был воспитан в Турове в семье состоятельных родителей. Богатству и славе он предпочёл изучение Божественного Писания. Приняв иноческий постриг, Кирилл в монастыре не только удручал своё тело постом и служением, но и наставлял монахов во всём слушаться игумена. Спустя некоторое время он уединился в «столпе». Подвиг затворничества и труды по «изложению Божественных писаний» принесли Кириллу известность. Вскоре по просьбе князя (имя в Житии не названо) и горожан он был хиротонисан во епископа Туровского. По мнению А.А. Мельникова, поставление Кирилла было инициировано Туровским князем Георгием (Юрием) Ярославичем и произошло в 1159 г. (он стал вторым Туровским епископом с именем Кирилл – Кирилл I управлял Туровской епархией в 1114 – около 1120 гг.). В Житии сообщается, что Кирилл II обличал «ересь» Феодора, наречённого по воле князя Андрея Боголюбского Владимирским митрополитом. По мнению исследователей, Кирилл II выступал против незаконного изгнания с Ростовской кафедры епископа Леонтия II (Леона, Леонта) и учреждения во Владимире-на-Клязьме особой митрополии, управлять которой должен был Феодор. На это указывает сообщение Жития о том, что наряду с обличениями в адрес Феодора Кирилл II «многа посланья написа» князю Андрею Боголюбскому (не сохранились) – главному виновнику изгнания епископа Леонтия II и инициатору создания не зависимой от Киева митрополии.

 



 
PR-CY.ru