КИРИЛЛ II - Страница 2

В «Притче о человечестей души и о телеси» Кирилл II осуждает Феодора как «лжеепископа», который «имени деля высока и славна жития на епископский взыти дерзну сан», а также его светского покровителя (т.е., очевидно, князя Андрея Юрьевича). Феодор высказывался за отмену поста в среду и пятницу, если они приходятся на Господские праздники, во время суда в Киеве «похулил» Богородицу; летом 1169 г. по приговору Киевского митрополита Константина II Феодор был подвергнут казни: ему отрезали язык, отрубили правую руку и ослепили. Упоминание в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. Туровского епископа Лаврентия послужило основанием для некоторых исследователей отнести кончину Кирилла II ко времени до 1182 г. (Игорь Петрович Ерёмин, Т.А. Алексеева, Олег Викторович Творогов и др.). Однако существование двух посланий Кирилла II к настоятелю Киево-Печерского монастыря Василию (управлял монастырём с 31 июля 1183 г.) свидетельствует, что Кирилл II оставил кафедру и продолжал свою деятельность проповедника. В заголовке первого послания назван автор: «Кирила, многогрешнаго мниха, к Василию, игумену печерьскому»; второе произведение, сохранившееся в единственном списке (Исторический музей, XVI в.), озаглавлено «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме». Исследователи полагают, что местом, где подвизался Кирилл II после оставления кафедры, был монастырь во имя святителя Николая в Турове. На это указывает название одного из списков молитвенного цикла Кирилла II: «Молитвы умиленные Кирилла, мниха недостойна и многогрешна… сущаго у святаго Николы в Турове» (Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, XVIII в.). Творческое наследие Кирилла II по меркам домонгольской русской литературы обширно и многообразно, полного каталога его сочинений нет. К несомненным произведениям Кирилла II исследователи относят послания: адресованное некоему иноку «Сказание о черноризьчьстемь чину от Вьтхаго Закона и Новаго», обращённые к настоятелю Киево-Печерского монастыря Василию «Повесть о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» и «Послание... о схиме», а также «Притчу о человечестей души и о телеси», в которой обличается Феодор и, по мнению исследователей, князь Андрей Боголюбский. Наибольшую славу Кириллу II принесли торжественные Слова, посвящённые двунадесятым праздникам: Входу Господню в Иерусалим, Пасхе и Вознесению, а также воскресным дням послепасхальных седмиц (Фоминой, Жён-мироносиц, О расслабленном, О слепом, Святых отцов Первого Вселенского собора). Кирилл II был автором около 30 молитв (в том числе «седмичных») и двух канонов («Канон молебен Кюрила грешнаго», «Канон и стихиры на успение княгини Ольги, бабы Владимира»). Некоторые сочинения Кирилла II не сохранились, например, упоминаемые в Житии послания к князю Андрею Боголюбскому. Принадлежность Кириллу II ряда произведений остаётся спорной. К ним исследователи относят (по изданию Михаила Ивановича Сухомлинова): «В неделю Пятидесятную поучение на Пришествие Святаго Духа и на святыя апостолы», «Того же Кюрилла наказанье», «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», «В неделю 19-ю слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», «В неделю 28-ю слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии», «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго, о страсе Божии», «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю», «Слово святого Кирила отца о первозданнем».

 



 
PR-CY.ru