КИЙСКИЙ КРЕСТ - Страница 6

Большинство известных исследователям икон «Поклонение Кийскому кресту» ХVIII в. – без изображения сени. В Сийском иконописном подлиннике, созданном на Севере во второй половине ХVII в., были образцы, как писать патриарха Никона и царя Алексея Михайловича (Российская национальная библиотека, Общество любителей древней письменности). Они могли быть использованы севеными иконописцами только для создания образа «Поклонение Кийскому кресту». Основным заказчиком икон был Крестный монастырь. В монастырских документах последней трети XVII в. сюжет именуется по-разному: «Образ Креста Господня», «Образ Креста Господня с предстоящими лики святых Константина и Елены», «Образ Креста Господня с лицами святых Боговенчальных царей Константина и Елены, и пониже их в молении Государя царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и святейшего Никона патриарха на одной доске», «Крестовый образ», «Креста Животворящаго картины». С XVIII в. стало преобладать упрощённое название: «Крестовый образ». В последней трети XVII в. Крестный монастырь покупал образы Животворящего Креста у иконописцев Михаила Алексеева, Артемия Афанасьева, Ивана Павлова; в XVIII в. – у Стефана Иванова, Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского, Филиппа Васильева, Григория Фёклина, Якова Гаврилова, диакона Андрея Иванова. Эти мастера были крестьянами онежских вотчин обители либо жителями онежских волостей, территориально близких монастырю. Партии заказываемых икон с изображением Кийского креста были весьма значительными (иногда больше 30). Много «крестовых образов» было создано во второй половине XVIII в., после секуляризации монастырских земель. На нескольких иконах есть прямое указание о создании их в Крестном монастыре. На нижнем поле – сходные надписи, которые с небольшими вариантами заканчиваются словами: «Написася того монастыря при архимандрите Макарии 1780 года в ноябре месяце» (иконы 1780 и 1785 гг. в Историческом музее; 1787, музей истории религий). Во второй половине ХVII–ХVIII в. «крестовые образы» развозили из Крестного монастыря по всей России. Так, в 1673 г. онежский иконописец Алексеев написал для обители четыре иконы Животворящего Креста Господня за 9 руб.: «Пять икон в прошлом году… к Москве послано…, три иконы крестов же пядниц к Холмогорам ку боярину и во двор же князю Дмитрию в Каргопол, Афанасию Кукшино… икона крестовая послана» (Российский государственный архив древних актов). Первая Онежская экспедиция под руководством Николая Николаевича Померанцева зафиксировала в 1958 г. пять икон «Поклонение Кийскому кресту» на холстах, которые хранились в соборе Рождества Христова в Каргополе. Такое количество образов исследователи объясняют тем, что в ХVII–ХVIII вв. рядом с собором размещалось подворье Кийского Крестного монастыря (Архив Архангельского музея изобразительных искусств). Исследователи не исключают, что иконы «Поклонение Кийскому Кресту» могли писать и в других центрах, особенно в монастырях, основанных патриархом Никоном (Новоиерусалимском и Валдайском Иверском). Однако основная часть сохранившихся икон создана северными иконописцами. Современная копия Кийского креста, выполненная в 2005 г., находится в Крестовоздвиженском соборе Кий-Островского Крестного монастыря.



 
PR-CY.ru