КИЙСКИЙ КРЕСТ - Страница 5

Ещё во второй половине ХVII в. сложилось почитание живописных изображений Кийского креста. В память о северной святыне, скорее всего, как полагают исследователи, по велению патриарха Никона или царя Алексея Михайловича, был создан живописный образ «Поклонение Кийскому кресту» (или «Кийский крест, с предстоящими», «Никоновский крест»). Иконографическим образцом этого малораспространённого в русской иконописи сюжета считалась икона, предположительно написанная царским иконописцем Богданом Салтановым в 1677–1678 гг. «к великому государю в хоромы» (в настоящее время – в собрании Государственных музеев Московского Кремля, происходит из теремной церкви Воздвижения Креста в Кремле). Однако исследователи считают более вероятным, что первый образ был создан до приезда Богдана Салтанова в Москву, в 1658 г. В центре композиции изображён Кийский крест с перечислением помещённых в нём св. мощей. В композицию включены реальные исторические персонажи: слева в молитвенном предстоянии кресту – равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклонённый патриарх Никон; справа – равноапостольная царица Елена и царица Мария Ильинична. В соборе на Кий-острове пять названных предстоящих были изображены в таком же положении, как на двух иконах по сторонам Кийского креста. Изображение «Поклонение Кийскому кресту» впоследствии стало чтимым образом Крестного монастыря. Исследователям известно около 20 его списков, выполненных и на холстах, и на иконных досках в 1750 гг. (Русский музей); 1773 г. (Харьковский художественный музей); 1780 и 1785 гг. (Исторический музей); во второй половине XVIII в. (Третьяковская галерея, музей истории религий, Новгородский музей-заповедник); второй половины XVIII – начала XIX вв. (Иркутский областной художественный музей) и др. Они детально воспроизводят композицию кремлёвского образца, иногда дополняя её новыми текстами. Исследователи отмечают, что поздние списки идентичны подлиннику по пропорциям, деталям иконографии, включая орнаментацию одежд, даже по светотеневой моделировке ликов. Надпись на нижнем поле икон воспроизводит текст серебряной позолоченной пластины, установленной под нижней перекладиной Кийского креста. Тексты в картушах взяты из службы Происхождения честных древ Креста Господня, на свитке патриарха Никона написан тропарь из седьмой песни канона этого праздника. Ранняя группа списков конца ХVII – начала ХVIII вв. (Архангельский музей изобразительных искусств, Третьяковская галерея) имеет отличительную особенность: композиция заключена в орнаментальную сень на колоннах; такое обрамление ассоциируется с гравированными рамками-заставками для книг этого времени. Исследователи полагают, что сень воспроизводила барочную резьбу подлинного деревянного киота, обрамлявшего Кийский крест: «Около Креста и образов киоть столярная, а столбцы и корона резные золочёные, в короне образ Спасителя» (Государственный архив Архангельской области).

 



 
PR-CY.ru