КИЛИАН - Страница 4

Это даёт основание исследователям полагать, что почитание Килиана пользовалось особым вниманием короля франков. В поминальной книге аббатства св. Петра в Зальцбурге, составление которой началось по указанию св. Виргилия (ум. в 784 г.), упомянут «епископ Келлах», но его тождество с Килианом не установлено. В грамотах из архива аббатства Санкт-Галлен, датированных 759 и 762 гг., упоминаются церковь и монастырь в честь исповедника Килиана (Гиллиана), но, скорее всего, как полагают исследователи, имеется в виду другой святой со схожим именем. Поминовение Килиана значится в некрологе, приложенном к вюрцбургской копии Мартиролога Беды Достопочтенного (рукопись середины IX в.), а также в календарях IX в. из Лорша, Прюма, Райхенау, Санкт-Галлена, Фульды, Эссена и др. Краткая заметка о Килиане включена в Мартиролог Рабана Мавра (840 гг.). Память святого указана в стихотворном Мартирологе, составленном до 850 г. Вандальбертом Прюмским, а также в редакции Иеронимова Мартиролога, представленной в рукописи из Райхенау. Поминовение Килиана внесено в Мартиролог Узуарда; имя святого значится в так называемой литании Людовика Немецкого (Лорш, около 850 г.). В грамоте императора Людовика Благочестивого от 2 апреля 822 г. кафедральный собор в Падерборне назван церковью Приснодевы Марии и Килиана, до настоящего времени собор посвящён Деве Марии, святым Либорию и Килиану. В ирландском Мартирологе из Тамлахты (первая половина IX в.) под 8 июля указано поминовение «св. мученика Келиана, ирландца, с братьями Аэдом и Тадгом и Амармой, супругой царя Готского, убитых (или: убитого) начальником царского двора на ристалище царского дворца» («Sancti Celiani Scotti martiris cum suis fratribus Aed & Tadg et Amarma coniuge regis Gothorum truncati a preposito dommus regiae in ippodoronia palatii regii»). Происхождению этой версии легенды о Килиане исследователи не находят убедительного объяснения. Под 23 октября в Мартирологе указано поминовение «Килиана, сына Доднана; св. Колмана» («Cilliani meic Doidnain. Colmani sancti»). По мнению исследователей, это запись о памяти Килиана, Колоната и Тотнана, искажённая и перемещённая на другую дату. Аббат Мариан Горман в составленном им метрическом Мартирологе (вторая половина XII в.) указал под 8 июля память святых Келе Клереха (очевидно, Килиана), Аэда и Тадга. Центром почитания Килиана оставался город Вюрцбург. В описании Вюрцбургской марки, составленном посланником (missus) Эбурхардом предположительно в 779 г., говорится о «церковных владениях св. Килиана» («chirihsahha sancti Kilianes»). Покорив Баварию, Карл Великий посетил Вюрцбург, где 8 июля 788 г. «отпраздновал перенесение святого мученика Килиана». Рождество 793 г. король франков также провёл в Вюрцбурге «у святого Килиана». Мощи Килиана хранились в кафедральном соборе, построенном, скорее всего, как полагают исследователи, при епископе Беровельфе (768/769 – 800 гг.). О базилике Спасителя и о почивавших в ней останках мучеников говорится в грамотах Карла Великого (подложная датирована 788 г.; подлинный документ 807 г.) и в дарственной Амальбирги храму Спасителя (800 г.). В июне 855 г. собор загорелся от удара молнии, но клирики успели вынести из храма мощи Килиана и другие ценности. В том же году в день памяти Килиана остатки сгоревшего собора были разрушены бурей. Епископ Арн (855–892 гг.) восстановил кафедральный собор на новом месте и поместил в храме мощи мученика.

 



 
PR-CY.ru