КИЛИАН

КИЛИАН (ум. в 689 г.?) – мученик (память в Западной церкви 8 июля), почитается как христианский просветитель области Франкония и св. покровитель города и католического епископства Вюрцбург (Германия). Основные сведения о Килиане содержатся в двух Мученичествах – кратком и пространном. Датировка краткого Мученичества остаётся предметом дискуссии. Согласно В. Левизону и А. Вендехорсту, оно было составлено около 840 г., по мнению Ф. Эммериха и А. Бигельмайра – после открытия мощей Килиана в 752 г., с точки зрения Й. Динеманна – после перенесения мощей святого в 788 г. Х.В. Гётц предложил датировать краткое Мученичество рубежом VIII и IX вв. Самую раннюю рукопись краткого Мученичества исследователи относят к концу IX в. Пространное Мученичество Килиана составлено, как полагают исследователи, во второй половине IX в. По мнению большинства исследователей, основой для краткого Мученичества Килиана послужило предание о христианских проповедниках, убитых в Вюрцбурге по указанию франкского дукса (наместника) Гоцберта (Гозберта). К ранней устной традиции могли восходить имена проповедников и данные об их ирландском происхождении (этими сведениями ограничивается краткая заметка о Килиане в Мартирологе Рабана Мавра, 840 гг.). Агиограф также мог использовать предания о хранившихся в Вюрцбурге реликвиях (рукопись Евангелия и др.), которые связывались с памятью о мучениках. В кратком Мученичестве исследователи видят влияние франкской агиографии и церковно-политических реалий VIII в. Килиан представлен как апостол восточных франков (в пространном Мученичестве – «тевтонской Франкии»), первым проповедовавший христианство во франкской Тюрингии, предшественник святого Бонифация (Винфрида). Сведения о путешествии Килиана в Рим, скорее всего, как полагают исследователи, вымышлены с целью уподобить его деятельность миссии св. Бонифация, которая велась при поддержке Папского престола. Дукс и население Вюрцбурга представлены в Мученичестве язычниками, что исследователи считают вряд ли справедливым для Тюрингии эпохи поздних Меровингов, несмотря на отсутствие в этом регионе сложившейся церковной организации. Дукс Гоцберт показан в Мученичестве слабым правителем, косвенно виноватым в гибели Килиана, за что его род (династию Хеденов) постигла Божья кара. Мотив убийства епископа-проповедника по воле злой женщины, восходящий к евангельскому повествованию о гибели Иоанна Крестителя, содержится также в Житии св. Корбиниана, составленном Арбеоном Фрайзингским (ум. в 783 г.; св. Корбиниан заставил баварского дукса Гримоальда развестись со вдовой брата Бильтрудой, которая затем попыталась организовать убийство епископа). Житие св. Корбиниана послужило основным литературным образцом для краткого Мученичества Килиана, среди других образцов исследователи называли Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (около 760 г.), и раннее Житие св. Аманда. Согласно краткому Мученичеству, живший в Ирландии епископ Киллена, также именовавшийся Килиан, покинул родину, чтобы странствовать ради Христа. Его сопровождали пресвитеры Колонат, Галлон и Арнувал, диакон Тотнан и ещё семь человек.

 



 
PR-CY.ru