КИЛИАН - Страница 3

О приближении смерти Килиана предупредил ангел, тела мучеников похоронила Бургунда, тогда как Гейлана, чтобы скрыть могилу, велела построить на этом месте конюшню. Добавлено повествование о том, как св. Бонифаций узнал о подвиге мучеников и решил основать епископскую кафедру в месте, где они приняли смерть. Св. Гертруда (ум. в 659 г.), скрываясь от отца, принуждавшего её вступить в брак, прибыла в Германию и основала монастырь Пресвятой Девы Марии в крепости Карлбург (в черте города Карлштадт). Она оставила там пресвитера Аталонга и диакона Бернарда. Пресвитер Аталонг, сначала не веривший в святость Килиана, получил подтверждение её чудодейственной силы и сообщил об этом св. Бонифацию. Мученичество завершается рассказом о том, как св. Бурхард, назначенный св. Бонифацием на Вюрцбургскую кафедру, открыл мощи мучеников и выставил их для поклонения. Исследователи полагают, что в составлении пространного Мученичества Килиана принял участие ирландский книжник (исследователям известно о присутствии ирландцев в Вюрцбурге в VIII–IX вв.). На это указывает ошибочный перевод имени Килиана, которое якобы связано с литургической чашей (ирл. cailech; по мнению исследователей, автор полагал, что «верное» ирландское имя Килиана – Келлах). В действительности имя Килиан является латинизированной формой ирландского имени Киллене (Cilléne; в кратком Мученичестве – Killena). Ирландские эквиваленты имён Колоната (Коломанна) и Тотнана (Тотманна) не столь очевидны, исследователи полагают, что Колман (Colmán; так в рукописи Мартиролога Иеронима Стридонского из Райхенау) и Доннан (Donnán). К краткой и пространной редакциям Мученичества Килиана восходят более поздние агиографические тексты о святом: сказания в каролингских «исторических» мартирологах, гомилии XII в., метрическое Мученичество, составленное в середине XIV в. Иоанном из Лаутербаха, богослужебные тексты из Вюрцбурга и др. Возникновение и распространение почитания Килиана исследователи связывают с основанием в 742 г. епископской кафедры в Вюрцбурге и возведением на неё англосакса Бурхарда, помощника св. Бонифация. И в краткой, и в пространной редакции Мученичества Килиана говорится об открытии и о перенесении мощей Килиана, Колоната и Тотнана по инициативе Бурхарда. Об этом сообщается и в более поздних Житиях Бурхарда. В первом Житии (составлено, скорее всего, как полагают исследователи, в связи с перенесением мощей епископа Бурхарда в 986 г.) подчёркивается, что благодаря Килиану Вюрцбург стал первым в зарейнской Германии городом, просвещённым христианским учением и освящённым кровью мучеников. Во втором Житии Бурхарда, составленном, по мнению исследователей, Эккехардом из Ауры (ум. около 1125 г.), об этом рассказывается более подробно: после обретения мощи три года хранились в женском монастыре на горе Мариенберг, затем были помещены в кафедральном соборе Спасителя. Перенесение мощей Килиана, Колоната и Тотнана, скорее всего, как полагают исследователи, состоялось 8 июля 752 г. Самое раннее датированное упоминание о Килиане содержится в календаре Евангелиария Годескалька, где под 8 июля указана память «святых мучеников епископа Килиана с его товарищами». Евангелиарий был написан между 781 и 783 гг. в придворном скриптории в Ахене по указанию Карла Великого и его супруги Хильдегарды. Из германских святых в календаре указаны только Килиан и Бонифаций (5 июня).

 



 
PR-CY.ru