КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Князь после явления ему Богоматери во сне велел казнить солдата-преступника, после чего войско Яна Радзивилла смогло беспрепятственно оставить Вышгород. В описании Н.Ф. Мухина 1893 г. также упоминается «рана» на лике Богородицы: «Язва эта, идущая от брови левого глаза почти чрез всю правую щёку, видна на лике Богоматери до настоящего времени». Показательно, что до Фёдора Маниковского ни в одном из описаний Киево-Братской иконы на лике Богородицы «рана» не упоминается, нет её и на списках иконы XVIII–XIX вв. Единственный раз «о язве 1651 года» было сказано в «Песни Киевской», включённой в рукописный «Богогласник» (1734 г.), найденный в Западных Карпатах. «Песнь...» опубликовал Иван Яковлевич Франко как составленную кем-то, «кто не имел ясного представления о местности (Киеве), а пользовался только книжными реминисценциями». Исследователи не исключают, что «рана» могла быть нанесена на лик Богородицы намеренно для придания достоверности легенде незадолго до издания работ Фёдора Маниковского и Н.Ф. Мухина. Н.Ф. Мухин также указал стиль и размер Киево-Братской иконы: «Чудотворная икона братской Божией Матери – южно-русского письма… Вышина её равна 1 аршин 14 вершков, а ширина – 1 аршин 6 вершков (133х98 см)», который соответствует размеру иконы из фондов Национального художественного музея Украины – 133,5х97 см, оклад 144х108 см. Каждую субботу до литургии пред иконой читался акафист. Ежегодно 1 августа и в праздник Богоявления после литургии, которая служилась Киевским митрополитом, при участии всего городского духовенства совершался крестный ход к Днепру с Киево-Братской иконой. После эпидемии холеры в 1853 г. в неделю Всех святых был учреждён крестный ход с Киево-Братской иконой на Житный рынок на Подоле. Там служился молебен в специально устроенной молельне, куда заносили чудотворный образ, перед которым жители ставили свои домашние иконы. После закрытия Братского монастыря в 1920 гг. была зарегистрирована церковная община, в начале 1930 гг. ещё совершались богослужения. На фотографиях иконостаса и киотов Богоявленского собора, выполненных в 1935 г., икон на своих местах уже нет. В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев, и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и монастырей (было уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского монастыря. Отсутствие до 1990 гг. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели Киево-Братской иконы. Однако исследования последних лет показали, что Киево-Братская икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учреждённый в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учёта Национального художественного музея Украины с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000 гг., когда сотрудниками Национального художественного музея Украины была установлена связь этих памятников с Братским монастырём. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании Национального художественного музея Украины на стадии завершения музейной реставрации (реставратор живописи Тамара Гержан, реставратор ризы Александр Головченко).

 



 
PR-CY.ru