КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Первое упоминание о местонахождении иконы в интерьере собора зафиксировано в документе 1743 г.: «...Напротив Благовещения». То же место указано в описи епископа Иринея (Фальковского) 1803 г., согласно которой в Богоявленском соборе помимо старинного мазепинского иконостаса стояли также два небольших новых: в одном из них помещалась чудотворная икона, а в другом – образ Благовещения (в соборе был Благовещенский придел). В описи также указано: «При чудотворной иконе было много привесок и украшений, между которыми находилось бриллиантовое ожерелье, подаренное Екатериной Евфимовной Галаган, стоившее 2 тысячи рублей». После пожара 1811 г. на Подоле Киево-Братскую икону перенесли в Борисоглебскую церковь (переосвящена во имя Святого Духа) Братского монастыря. В 1824 г. чудотворный образ вернули в восстановленный Богоявленский собор. Там его поместили в новый позолоченный киот в стиле ампир, сделанный на средства киевского вице-губернатора Василия Семёновича Катеринича. На рисунке шведского художника и фотографа Карла Петера Мазера 1851 г. на переднем плане представлен киот с образом «Благовещение», а в глубине собора, у столба, – киот с Киево-Братской иконой. Киоты, как и новый иконостас собора, были спроектированы архитектором Андреем Ивановичем Меленским. В 1831 г., при архимандрите Иннокентии (Борисове), перед киотами с Киево-Братской иконой и иконой «Благовещение» были установлены новые чугунные решётки, выписанные из Тулы, а в 1878 г. сделаны мраморные лестницы. Во время пожара 1864 г. в Богоявленском соборе Киево-Братскую икону носили вокруг храма и монастыря. От огня удалось спасти иконостас и убранство алтаря, в котором отслужили литургию и благодарственный молебен. До 1878 г. Киево-Братская икона из неотапливаемого Богоявленского собора на зимнее время переносили в тёплую Свято-Духовскую церковь, там она пребывала до службы на вынесение плащаницы в Великую пятницу. Профессор Киевской духовной академии Николай Фёдорович Мухин в 1893 г. подробно описал киот архитектора А.И. Меленского, в котором икона пребывала до конца своей монастырской истории: «В средней части храма, в правой и левой стороне его... находится два вызлащенных киота, очень изящной резной работы. Верхняя часть каждого из киотов, устроенная в виде балдахина, покоится на восьми вызолоченных колоннах коринфского ордена, живописно расположенных в два ряда. Между ними поднимается мраморная лестница в несколько ступеней. Оба киота ограждены чугунными решётками, снабжёнными медными розетками для свечей. В правом (южном) киоте находится чудотворная икона братской Богоматери, а в левом (северном) – икона святителя Николая». В 1840–1850 гг. сведения о Киево-Братской иконе появляются в изданиях, посвящённых древностям Киева. Она упоминается в публикациях митрополита Макария (Булгакова), Ивана Ивановича Фундуклея, Виктора Ипатьевича Аскоченского, Николая Васильевича Закревского и др. Сведения, дополняющие предание о происхождении иконы, были опубликованы в 1890 г. священником Фёдором Маниковским, клириком Борисоглебской церкви в Вышгороде. В вышгородском храме в то время в иконостасе стоял список Киево-Братской иконы («истинное изображение и мера»), где на лике Богородицы, как и на чудотворном образе, Фёдор Маниковский отметил «рану» от сабли, нанесённую, по его словам, в 1651 г., ещё до отплытия иконы в Киев, солдатом литовской армии князя Яна Радзивилла.

 



 
PR-CY.ru