КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 10 мая, 2 июня и 6 сентября) – чудотворная; одна из главных святынь Киева, особо почиталась в XVII–XVIII вв. Списки Киево-Братской иконы и гравюры с её изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления монастырём на Подоле, где находился чудотворный образ. Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разорённого татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в церкви святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божьей Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской церкви. Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе – текст, размещённый на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706 г.) работы монаха Илариона (Мигуры; оттиски исследователям неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского; монах Иларион (Мигура) неоднократно гравировал Киево-Братскую икону, например, в 1704 г. – панегирик архимандриту Гедеону (Одорскому). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой (1662 г.) приобрёл значение документа, и приведённая в нём датировка обретения Киево-Братской иконы стала общепринятой. Между тем упоминание, по мнению исследователей, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиакона Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нём обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесённого из страны ляхов (Польши). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе». Сомнение у исследователей относительно того, идёт ли в записях архидиакона Павла Алеппского речь о Киево-Братской иконе, вызывает тот факт, что тогда же, в 1650 гг., при митрополите Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский монастырь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого монастыря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божьей Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Исследователи не исключают, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой. Происхождение Киево-Братской иконы с православных украинских земель, остававшихся в то время в составе Речи Посполитой (Галиция, Волынь, Подолье), или из Белорусского региона представляется исследователям вполне возможным, т.к. на западно-украинских землях почитались сходные с ней иконы Божьей Матери так называемого Креховско-Верхратского типа.

 



 
PR-CY.ru