КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Исследователи отмечают, что отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов. В его основе лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший, по мнению Никодима Павловича Кондакова, под влиянием итало-критской иконописи. Подобная украинская иконография середины XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) – Луцк – Пинск). Оттуда иконы Божьей Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божьей Матери из Креховского монастыря, по преданию принесённая в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в настоящее время в Креховском монастыре). К этому типу близки икона Божьей Матери «Умиление» 1656 г. из села Местковичи близ Пинска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иеромонаха Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, по мнению исследователей, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656 гг.) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский монастырь, где стала почитаться как чудотворная (в этом случае документальные данные архидиакона Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода). Исследователи только предполагают, что во время Русско-польской войны 1654–1667 гг. чудотворный образ Божьей Матери мог быть повреждён или потерян, а в 1662 г. он был возобновлён или написан заново или же заменён иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Сцена с плывущей по Днепру Киево-Братской иконой представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря, изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам которого к Киеву плывёт лодка с Киево-Братской иконой. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле, – Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноапостольным князем Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещён герб гетмана Ивана Степановича Мазепы, покровителя монастыря; изображение элементов герба повторяется несколько раз (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского). На более ранней гравюре (1703 г.) с изображением Киево-Братской иконы работы Стефана Савицкого внизу также представлена сцена с плывущей иконой (медная доска хранится в отделе изобразительного искусства Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского). На гравюре монаха Илариона (Мигуры) 1706 г. Киево-Братская икона в ризе помещена в роскошный барочный киот, украшенный резьбой и живописными медальонами. На гравюре-панегирике Борису Петровичу Шереметеву 1713 г. Киево-Братская икона изображена в украшенной орнаментом ризе, примечательной деталью которой исследователи называют ангелов, держащих корону над головой Богоматери (доска и оттиски исследователям неизвестны). Барочный киот с Киево-Братской иконой мог быть установлен в новом Богоявленском соборе во время его освящения в 1693 г.

 



 
PR-CY.ru