КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 13

Тип сооружения во многом близок к сохранившемуся храму II в. в Калъат-Факре (Ливан). В надписи эпохи императора Траяна (начало II в.), обнаруженной в храме, упоминается о посвящении его Зевсу Гелиопольскому (Баальбекскому) и Пану Победоносному. Скорее всего, по мнению исследователей, храм был построен в 100-летний юбилей Кесарии Филипповой, около 98 – 99 гг. С восточной стороны храма находился открытый двор с алтарём и нишей, вырезанной в горной породе. Из сохранившейся надписи исследователям известно, что это сооружение было посвящено Немесиде (возможно, идентична Тюхе). Далее к востоку располагался гробничный храм из трёх продолговатых однонефных залов. В аркосолиях внутри здания были обнаружены многочисленные кости животных, в том числе священных козлов и коз. Этот культ отчасти напоминает исследователям традицию мумификации и захоронения различных видов священных животных в Египте. Сохранились монеты со странным изображением трёх козлов с одной головой перед нишей Пана. Исследователям известны также три греческие надписи, где упоминаются посвящение Зевсу Гелиопольскому и Асклепию и имена ктиторов. В развалинах были также найдены фрагменты скульптур Зевса, Афродиты, Асклепия, Диониса, Геры, нимф, вотивных изображений Геракла и Пана. По качеству скульптуры не уступали малоазийским произведениям и были привезены в Кесарию Филиппову, как полагают исследователи, в готовом виде. По находкам монет и керамики постройка здания датируется началом III в., разрушение – началом VII в. Ниже по склону располагалось ещё одно открытое святилище, по мнению исследователей, посвящённое Пану и священным козлам. Это небольшое строение с апсидой с восточной стороны. По мнению А. Овадии, это здание использовалось для представлений с дрессированными козлами, которые танцевали под звуки флейты; их изображения сохранились на монетах. Культы и архитектура Кесарии Филипповой, по мнению исследователей, представляют собой эклектичный набор стилей и традиций: Августеум был построен в сиро-финикийском стиле (Баальбек) и объединял культ Пана и культ Августа, который сам построил в Риме святилище, посвящённое пастушеским празднествам; храм Зевса больше соотносился с южно-сирийской архитектурой; захоронения священных козлов были сделаны подобно египетским захоронениям священных животных (павианов, ибисов, крокодилов). Архитектура открытых алтарей-теменосов соотносится с малоазийскими и италийскими прототипами. Все постройки возводили с восточной стороны последовательно с I в. до н.э. и до начала III в. н.э. рядом с предшествовавшими. В течение этих веков культ Пана развивался и усложнялся.

 



 
PR-CY.ru