КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 12

Техники opus quadratum и opus reticulatum редко использовались в Палестине и прослеживаются, в основном, лишь в архитектуре Ирода Великого. Фасад святилища ещё не раскрыт; известен исследователям по римским монетам. Он представлял собой тетрастиль с классическим треугольным фронтоном, поднятым на высокий подиум и украшенный ионическими капителями. При входе в грот исследователи обнаружили три скульптурных фрагмента карниза. Их стиль близок к стилевым решениям храмов Баальбека; по мнению исследователей, храмы Кесарии Филипповой во II–III вв. перестраивались. Скорее всего, как полагают исследователи, задней стенки в храме не было и адитоном являлся сам грот. По археологическим данным, Августеум был разрушен только в начале VI в. Во II в. было построено святилище Пана. Оно представляло собой небольшой открытый двор с востока от Августеума, где находился алтарь. Двор был огорожен тремя стенами, поставленными П-образно, и окружён колоннадой. Такой тип постройки напоминал исследователям различные римские святилища богов водных источников. Двор примыкал к скале, в которой сохранилась искусственная пещера прямоугольной формы со сводчатым потолком и с нишей наподобие апсиды. На монетах 222 г. изображалась эта ниша со статуей Пана. У пещеры исследователи нашли вотивные греческие надписи 148 или 149 г. некоего жреца Виктора, который передал в храм статуи богини Эхо и бога Гермеса. На одном из пьедесталов вотивных статуй есть латинская надпись Марка Аврелия Антонина, сына Марка Аврелия Антонина Августа, как полагают исследователи, относящаяся ко времени правления императора Коммода (180–192 гг.) или Элагабала (218–222 гг.). В центре святилища находилось священное дерево, что было характерной чертой культа Пана. На одной из монет Кесарии Филипповой III в. изображена женщина, появляющаяся из ствола дерева. У. Томсон, посетивший город в конце XIX в., писал, что рядом с Кесарией Филипповой местные жители почитали старые дубы; по поверьям, они были населены духами «дочерей Иакова». В 1930 г. культ «Неби Йехуда», связанный с поклонением священному дереву, ещё существовал в Кесарии Филипповой. Храм Зевса находился к востоку от храма Пана. Его задняя стена также опиралась на скалу, а фасад был обращён на юг и возвышался над источником. Храм состоял из входного портика и однонефного зала прямоугольной формы (10,7х16,7 м). Архитектурные детали, найденные здесь, исследователи датируют началом II в. По изображениям на монетах исследователям известно, что фасад представлял собой тетрастильный портик сирийского типа. Святилище опиралось на небольшой подиум, к которому вели ступени.

 



 
PR-CY.ru