КЕОЛФРИД - Страница 4

В 716 г. при не вполне ясных для исследователей обстоятельствах Кеолфрид принял решение сложить с себя обязанности аббата и отправиться в паломничество в Рим. Хотя в источниках этот поступок объясняется благочестивыми намерениями, некоторые исследователи связывают его с происшедшим в том же году переворотом в Нортумбрии, когда трон вместо убитого законного короля Осреда занял его дальний родственник Кенред. Кеолфрид готовил свой отъезд втайне от большинства монахов и 4 июня уехал, не попрощавшись с представителями местной знати (uiris principalibus). Перед отбытием он обратился к братии с речью, призывая избегать раздоров в общине, что также может косвенно указывать на нестроения политического или духовного характера. В дар папе Римскому Кеолфрид взял один из трёх пандектов, два других оставил монахам Вермута и Ярроу. Сразу после его отъезда аббатом был избран Хветберт. Кеолфрид, ожидавший отплытия на континент, успел утвердить это решение. Хветберт как новый аббат передал Кеолфриду рекомендательное письмо папе Римскому Григорию II (715–731 гг.). В середине августа 716 г. Кеолфрид в сопровождении 80 человек прибыл ко двору королю Нейстрии Хильперика II (715–721 гг.), который вручил им многочисленные дары и рекомендательные письма для облегчения дальнейшего пути по землям франков и лангобардов. Исследователи полагают, что за гостеприимство, проявленное королём Хильпериком II к Кеолфриду и его спутникам, его имя было внесено в Даремскую «Книгу жизни». В пути Кеолфрид сильно ослаб – порой его несли на носилках. Тем не менее, он продолжал ежедневно совершать богослужения. После прибытии в город Лингоны Кеолфрид скоропостижно скончался в возрасте 74 лет. На следующий день его похоронили в пригородной базилике мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа (в современном селении Сен-Жом, близ Лангра). Часть спутников Кеолфрида отправились на родину с известием о его смерти, часть остались в Лингонах, прочие продолжили путешествие в Рим с дарами, в том числе с библейским кодексом-пандектом (рукопись попала в Италию, с IX в. хранилась в монастыре Монте-Амиата в Тоскане). Согласно анонимному Житию, на могиле Кеолфрида в Лингонах начали происходить чудеса и исцеления, среди местных жителей возникло его почитание. О перенесении нетленных мощей Кеолфрида из Лингон на родину (patriamque exinde reductum) упоминает Алкуин в написанной в конце VIII в. поэме «Об отцах, правителях и святых церкви Эборака». Других сведений об этом событии не сохранилось. Начиная с 794 г. монастырь Вермут-Ярроу несколько раз подвергался нападениям викингов и во второй половине IX в., как полагают исследователи, пришёл в запустение. Согласно преданию, впервые представленному в литургическом календаре в составе так называемого Миссала Леофрика (конец Х в.), мощи Кеолфрида позднее находились в аббатстве Гластонбери (графство Сомерсет). В англосаксонских источниках не упоминается о времени и об обстоятельствах их перенесения. Уильям из Малмсбери (первая половина XII в.) связывал перенесение мощей Кеолфрида и других нортумбрийских святых в Гластонбери с именем англосаксонского короля Эдмунда (939–946 гг.), покорившего Нортумбрию. Кроме того, оба известных списка анонимного Жития содержатся в рукописях, связанных с Гластонбери (древнейшая, конец X в.). Нет свидетельств, что этот текст в ранний период был известен за пределами монастыря Вермут-Ярроу. Однако исследователи считают весьма вероятным, что его копия могла храниться при гробнице Кеолфрида, а затем была передана в Гластонбери вместе с мощами святого. Память Кеолфрида включена под 25 сентября в Древнеанглийский Мартиролог и в английские литургические календари (с конца Х в.). В Гластонбери 8 октября праздновалось перенесение мощей Кеолфрида и св. Аэдана. Почитание Кеолфрида сохранялось также в епископстве Лангр.



 
PR-CY.ru