КЕОЛФРИД

КЕОЛФРИД (642–716 гг.) – святой (память в Западной церкви 25 сентября), аббат монастыря Ярроу-Вермут в Северной Британии. Основным источником сведений является его анонимное Житие, известное также как «Анонимная история аббатов Вермута и Ярроу», которое было создано, как полагают исследователи, вскоре после кончины Кеолфрида одним из монахов Ярроу. На основе Жития ученик Кеолфрида Беда Достопочтенный составил сочинение «Жизнь блаженных настоятелей Бенедикта, Кеолфрида, Эостервине, Зигфрида и Хветберта» («Vita beatorum abbatum Benedicti, Ceolfridi, Eosterwini, Sigfridi atque Hwaetberhti»). Вопрос об авторстве и о датировке анонимного Жития остаётся дискуссионным. Исследователи высказывали предположения, что оно было написано Бедой Достопочтенным как первый вариант «Жизни блаженных настоятелей...» или создано гораздо позже. Большинство исследователей разделяют традиционную точку зрения, согласно которой Житие Кеолфрида было написано другим монахом, а впоследствии использовано Бедой Достопочтенным в своих произведениях. На сочинениях Беды Достопочтенного основаны сообщения о Кеолфриде в заметке из так называемого Древнеанглийского Мартиролога (составлен не позднее IX в. неизвестным автором, работавшим в Мерсии), в кратком Житии из агиографического сборника XIV в. Иоанна из Тайнмута в обработке Дж. Капгрейва (ум. в 1464 г.) «Новая легенда Англии» («Nova Legenda Angliae»). Важными источниками сведений о Кеолфриде для исследователей служат эпиграфическая надпись об освящении в 685 (или, что исследователи считают менее вероятным, в 684) г. в монастыре Ярроу церкви (basilica) во имя св. Павла, сделанная вскоре после этого события, записи в англосаксонской «Книге жизни» (IX в.; составлена в монастыре Линдисфарн, согласно другой, менее достоверной гипотезе, – в Вермуте или в Ярроу; не позднее конца XI в. книга оказалась в кафедральном приорате Дарема, поэтому исследователям известна как Даремская «Книга жизни»), а также сохранившиеся рукописи и их фрагменты, созданные при Кеолфриде в скриптории монастыря Вермут-Ярроу. Кеолфрид происходил из знатной англосаксонской семьи. Его отец был приближённым (nobilissimum comitatus ageret officium) короля Нортумбрии. В ранних источниках имя отца Кеолфрида не названо, однако, согласно позднему (вторая половина Х в. или середина XI в.) анонимному тексту, известному как «История св. Кутберта», отца старшего брата Кеолфрида, Кюнефрида, звали Кюдинг. В возрасте около 18 лет (около 660 г.) Кеолфрид стал монахом монастыря Ингетлинг (как полагают исследователи, на территории современного селения Гиллинг-Уэст, графство Норт-Йоркшир), где аббатом был его старший брат. Однако незадолго до прихода туда Кеолфрида настоятелем стал их родственник Тунберт (впоследствии епископ Хагустальдена, ныне Хексем), а Кюнефрид отправился в Ирландию, желая посвятить жизнь изучению Священного Писания и молитве (умер во время эпидемии около 664 г.). Около 664 г. Тунберт, Кеолфрид и несколько других монахов из Ингетлинга по приглашению св. Вильфрида (впоследствии епископ Йорка) перешли в основанный им монастырь в Инрипе (ныне Рипон, графство Норт-Йоркшир). В середине VII в. в Нортумбрии имело место острое противостояние сторонников ирландских и римских церковных обычаев. Основные разногласия касались практики исчисления пасхалии и формы тонзуры, а также дисциплинарных вопросов. Св. Вильфрид возглавлял римскую партию в Нортумбрии; в Инрипе, судя по всему, монахи жили по бенедиктинскому уставу, тогда как в Ингетлинге, скорее всего, как полагают исследователи, бытовали традиции ирландского монашества.

 



 
PR-CY.ru