КВАТАХЕВИ, Квабтахеви

КВАТАХЕВИ, Квабтахеви (груз. «камень» или от «пещера» и от «ущелье») – мужской монастырь (не позже XII–XIII вв.) в честь Успения Пресвятой Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской православной церкви (ГПЦ). Расположен в ущелье реки Кавтура, в 15–16 км на юго-восток от города Каспи (историческая провинция Шида-Картли, Восточная Грузия). Сведений об учреждении Кватахеви в исторических документах не сохранилось. На основании художественно-стилистического анализа архитектуры кафоликона время его возведения исследователи определяют периодом не позже XII–XIII вв. (очевидно, в это же время здесь был устроен монастырь). Кватахеви упоминается в источниках с XIII в. На протяжении всего столетия монастырь пользовался покровительством дома Сурамели. В грамоте царя Грузии Георгия IV Лаши (1213–1223 гг.) эристав Картли Сула, сын эристава эриставов Картли Рати Сурамели, просил пожертвовать Кватахеви картлийское село Суелети (ныне Свенети, Горийский муниципалитет). Между 1247 и 1250 гг. эристав Картли Григол Сурамели составил в Кватахеви «пред иконой Пресвятой Богородицы» для монастыря Шиомгвиме иммунитетную (охранную) грамоту, в которой дал обет «одинаково защищать» крестьян Шиомгвиме и Кватахеви. В конце XIII в. Какана, супруга Микаела Сурамели, выкупила права рода Сурамели на сбор налогов с жителей села Носте (ныне в Каспском муниципалитете) и передала село в исключительное пользование Кватахеви. В благодарность в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кватахеви было установлено совершать полную агапу – поминовение Каканы и всех усопших и живых представителей дома Сурамели. В 1386 г. в результате нашествия монгольких войск Тамерлана (в грузинских источниках Демурланг) Кватахеви был разорён, кафоликон с находившимися там монашествующими, княжескими дочерьми и крестьянами был подожжён, люди сгорели заживо. Они были прославлены ГПЦ как Кватахевские мученики. По сведениям историков XVIII в., долгое время на полу и стенах церкви можно было видеть «сожжённые лица их». В знак почтения перед мучениками паломники и прихожане, а также иноверцы вплоть до 1821 г. при входе в храм снимали или меняли обувь. Некий турецкий паша, резиденция которого находилась в Гори, охотился в окрестностях Кватахеви. Когда ему рассказали историю разорения монголами Кватахеви, он отправился в обитель и вошёл туда, сняв обувь. Так же поступил и некий военачальник-перс из отряда Надир-шаха, собиравшего в Картли дань (1736–1747 гг.). В 1442 г. при содействии царя Грузии Александра I (1412–1442 гг.) Кватахеви был обновлён, храм восстановлен; царь пожертвовал монастырю много сёл, большую сумму денег и драгоценности, а также наложил запрет на отчуждение монастырского имущества. На имя царя Александра I была установлена агапа. В грамотах царя Кватахеви упоминается как мужской монастырь. Дарственной грамотой Александра I (документ ошибочно, по мнению исследователей, датирован 1391 г.) имения и крестьяне бездетно скончавшегося Габриела Иваниасдзе (в том числе кафоликон Кватахеви) были пожалованы Амилбару Магаладзе. Позднее имения дворян Магаладзе и Иваниасдзе были пожертвованы царями Грузии мцхетскому кафедральному собору Светицховели.

 



 
PR-CY.ru