КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

Среди самебели исследователям особенно известен епископ Иосиф (Квабулидзе; Кобулашвили; около 1711 г. – конец 1720 гг.), многое сделавший для возрождения жизни в епархии: восстановил монастырь Кацарети, превратив его в епархиальный центр просвещения и культуры. В монастыре была открыта школа, в которой получали начальное образование крестьянские дети из близлежащих сёл. Епископ Иосиф много ездил по епархии и просвещал крестьян, беседовал с ними об истории ГПЦ, грузинской литературе и т.д. Также он делал значительные пожертвования в монастырь Натлисмцемели. При епископе Иосифе Кацаретская епархия и монастырь Кацарети пользовались особым расположением царя Кахети Давида II. В 1716 г. князья Баадур, Бидзина и Джамасп Чолокашвили письменно заверили епископа Иосифа, что не будут претендовать на церковь Хашми (Кацарети). В 1717 г. моурави (управляющий) Сагареджойским моуравством Баадур Чолокашвили пожертвовал монастырю Кацарети крепостных с поместьями: «...Препрославленной Уджармской Самеба (т.е. Кацарети)... этой церкви и на твоё имя (епископа Иосифа) жертвуем крепостных, живущих в Хашми, вместе с поместьями..., издавна принадлежавшие вам, что было написано и в гуджари, и которые жаловал вам царь Кахети Имамкули-хан». После вторжения в Восточную Грузию турок и лезгин, опустошивших Кацаретскую епархию, епископ Иосиф в 1723 г. был переведён на Цилканскую кафедру и возведён в сан архиепископа. Он именовал себя архиепископом Цилканским и Самебским – как полагают исследователи, архиерей не оставил окормление Кацаретской епархии. В 1730 г. турки разорили Картли и Кахети, архиепископ Иосиф в 1731 г. выехал в Россию, где вместе с Иосифом (Саакадзе) занимался изданием грузинских книг в Москве и основанием Кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря. Последний известный исследователям самебели – епископ Иоанн, который был упомянут среди свидетелей в купчих грамотах 1739 г., в грамоте 1746 г. Ломиашвили настоятелю Давидгареджийской лавры некресели (епископу Некресскому) Иоанну о добровольном обращении в крепостных, в «Книге пожертвований монахини Елены Николаю Алавердскому» того же года, в грамоте 1749 г. Автандила Джавахишвили настоятелю монастыря Натлисмцемели об отсутствии имущественных претензий к селу Чвироси. Епископ Иоанн был участником церковных Соборов: 1748 г., на котором рассматривались нарушения в ГПЦ и пути их искоренения (подпись епископа Иоанна стоит в документе 11-й, между подписями цилкнели Христофора и урбнели Филиппа), и 1762 г., где решались многие вопросы епархиального управления и контроль за исполнением постановлений Собора был поручен алавердели Зинону, некресели Досифею и самебели Иоанну. В 1752 г. католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони; 1744–1755, 1764–1788 гг.) наградил епископа Иоанна правом носить облачения из виссона. По указу царя Картли Теймураза II (1744–1762 гг.), царя Кахети Ираклия II (1744–1762 гг.) и католикоса-патриарха Восточной Грузии (Мцхетского) Иосифа (1755–1764 гг.) от 29 марта 1760 г. монастырь Натлисмцемели был выведен из юрисдикции самебели и переведён в ведение ниноцминдели.

 



 
PR-CY.ru