КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 3

После Крещения Картли на территории Кацаретской епархии долго длилось противостояние христиан и язычников. Поход в Восточную Грузию византийского императора Ираклия I в 627 г. во многом определил дальнейшее развитие церковной жизни в регионе: по приказу императора в Уджарме и её окрестностях «маги и огнепоклонники... были... истреблены». В VIII–X вв. Кацаретская епархия (как и вся Восточная Грузия) перенесла нашествие арабов, в XI в. – сельджуков. В XII в. на территории епархии были проведены широкомасштабные строительные работы: восстановлены церкви и крепости, проведены оросительные каналы. В XIV–XV вв. был значительно перестроен кафоликон Кацарети. Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), кацарели при помазании правителя единой Грузии на царство занимал в XI в. (а также и впоследствии) 20-е место среди грузинских архиереев: он сидел после цилкнели (Цилканского) и перед урбнели (Урбнисским). Исследователям известен крупный политический деятель середины XIII в. Василий Чкондидели-Уджармели. Если название «Уджармели» (как и «Чкондидели») обозначает принадлежность епископа к конкретной кафедре, то исследователи предполагают, что «Уджарма» выступает в этом контексте как синоним «Кацарети», и епископ Василий – кацарели. Сохранились некоторые сведения о кацарели Феодоре (1502–1536 гг.): его пытали во время нашествия на Восточную Грузию иранского шаха Тахмаспа I (Тахмасиба; 1524–1576 гг.); он был похоронен в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в Сартичала (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). После распада единой Грузии в конце XV в. цари Кахети уделяли особое внимание восстановлению церквей и кахетинских церковных кафедр. Кацарели, Кацарети и его святыни упоминаются в делах московского посольства в Кахети в 1589 г. Подстрекаемые представителями светской власти епископы Кахети в этот период неоднократно пытались выйти из повиновения католикосу-патриарху Восточной Грузии (Мцхетскому). В грамоте верности кахетинских архиереев католикосу-патриарху Восточной Грузии (Мцхетскому) Доментию I (около 1556 – 1560 гг.) упоминается кацарели Игнатий, в грамоте верности католикосу-патриарху Николаю VII (1561–1584 гг.) – епископ Филипп. В Кормчей книге (XV в., поновлена в XVII в.; Российская национальная библиотека), представляющей собой иллюминированный литургический сборник, сохранился автограф самебели Иакова (Чолокашвили), поэта и богослова, близкого сподвижника царя Кахети Теймураза I (1606–1616, 1634–1648 гг.). Священник Полиевкт Карбелашвили датирует надпись, выполненную асомтаврули (1627 г.). В ней указано, что обновлено было «здесь написанное и изображенное с помощью самебели Иакова». Исследователи полагают, что рукопись принадлежала архиерею (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). В одном из фрагментов документа 1642 г. назван самебели епископ Захария. В дарственной грамоте от 1662 г. епископ Захария именуется попеременно самебели и кацарели.

 



 
PR-CY.ru