КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

Последняя особенно близка по смыслу к мозаике церкви Пресвятой Богородицы Канакарии: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещён образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы. Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то исследователям понятно, почему на её верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, по мнению исследователей, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в церкви Пресвятой Богородицы Канакарии. Таким образом, апостолы на мозаике церкви Пресвятой Богородицы Канакарии присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, как полагают  исследователи, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии. Притом что характер центральной композиции торжественный и иератичный, в движении архангелов, в трактовке драпировок и особенно ликов много живости и натуральности. Все образы выполнены в одной технике и единой цветовой гамме. При сравнительно небольшом масштабе изображений они набраны довольно крупными тессерами, что ведёт к некоторой живописной небрежности и «импрессионистической» неровности поверхности. Черты лиц некрупные и простые по формам, в них отсутствуют характерные для зрелого VI в. симметрия, жёсткость линейной проработки, преувеличенный размер глаз. Всё это сближает мозаики церкви Пресвятой Богородицы Канакарии с мозаиками церкви монастыря Осиос Давид (последняя четверть V в.), некоторыми мозаиками базилики великомученика Димитрия Солунского в Фессалонике (вторая половина V в.) и отличает их от мозаик первой половины VI в. в Равенне, Риме, Порече. Из памятников VI в. в качестве аналогии исследователи предлагают фрагмент мозаики из церкви Санта-Мария-Формоза в Пуле. В ранневизантийский период классическое направление продолжало существовать параллельно с более строгим, условным стилем, поэтому отмеченные различия могли быть связаны не столько с хронологической дистанцией, сколько со спецификой местной традиции, тяготевшей к классическим, эллинистическим в своей основе началам. Производство мозаики на Кипре было хорошо развито ещё в Античности. Как свидетельствуют сохранившиеся памятники и археологические находки, в ранневизантийский период здесь создавались десятки мозаичных ансамблей. У исследователей нет оснований предполагать, что в церкви Пресвятой Богородицы Канакарии работали приезжие, и наиболее вероятным представляется авторство местных мастеров, а временем создания мозаик – начало правления императора Юстиниана I. В 1979 г., после турецкой оккупации Северного Кипра (1974 г.), церковь Пресвятой Богородицы Канакарии была разграблена, мозаики частично разрушены, частично сняты со стены и вывезены. В 1985 г. были обнаружены и возвращены на Кипр медальоны с изображениями апостолов Луки и Варфоломея, в 1989–1991 гг. – фрагменты образа Богоматери с Младенцем, изображения головы архангела Михаила, апостолов Матфея и Иакова, в 1997 г. – апостолов Фаддея, Фомы, правой руки архангела Гавриила и левой руки Богородицы. В настоящее время они хранятся в Византийском музее архиепископа Макария III в Никосии.



 
PR-CY.ru