КАЛОГЕР, Калугер - Страница 4

Таким образом, Калогер, Григорий и Димитрий были африканцами, бежавшими или сосланными на Сицилию в V в., во время преследований православного духовенства вандалами. Впоследствии епископ Григорий и диакон Димитрий приняли мученическую смерть, Калогер избежал гибели и стал монахом. Другой Калогер, о котором рассказывается в латинских чтениях, по версии Д. Папебрука, был выходцем с Востока. Чтения основаны на достоверном сказании, восходящем к несохранившемуся греческому Житию, которое было искажено при переработке. Поэтому болландист «отредактировал» изданный им текст, исключив «недостоверные» подробности, например, упоминания об императоре Нероне и об апостоле Петре. Для датировки жизни святого Д. Папебрук воспользовался данными раннего Жития св. Филиппа из Аджиры, в котором утверждается, что Филипп родился в провинции Фракия при императоре Аркадии (395–408 гг.). Исходя из этих сведений, болландист пришёл к выводу о том, что Римским папой, который направил Калогера на Сицилию, был св. Лев I Великий (440–461 гг.), и что Калогер скончался около 485 г. Такая датировка позволила исследователям предположить, что бегство Калогера с Востока было связано с борьбой между православными и монофизитами в эпоху Халкидонского собора (451 г.). В настоящее время исследователи полагают, что в греческих и латинских источниках подразумевается один и тот же святой, предание о котором претерпело значительные изменения. Обнаружение синаксарного сказания о Калогере позволило исследователям подтвердить гипотезу Д. Папебрука о том, что в ранних греческих источниках святой был представлен как уроженец Карфагена. Мнение об африканском происхождении Калогера, Григория и Димитрия разделял Ф. Ланцони, включивший их в перечень святых, бежавших или высланных в Италию в период господства вандалов в Африке. По мнению А. Луцци, Калогер, скорее всего, жил в VIII в., после арабского завоевания Африки, которое завершилось взятием Карфагена (698 г.), и до вторжения арабов на Сицилию (827 г.). С XVI в. почитание Калогера получило широкое распространение на Сицилии, с именем святого связано множество преданий и благочестивых обычаев. В 1598 г. кардинал Симеоне Тальявиа д'Арагона, уроженец Сицилии, обратился к папе Римскому Клименту VIII с просьбой разрешить торжественное поминовение Калогера. По указанию папы память святого 18 июня была внесена в Римский Мартиролог, в 1599 г. в богослужебные книги епископств Сицилии были включены проприй мессы и оффиций Калогеру, литургическое поминовение святого получило статус «двойного» (duplex). Калогер особо почитается в Агридженто, Арагоне, Каникатти, Ликате, Наро (провинция Агридженто), Термини-Имересе (провинция Палермо), Салеми (провинция Трапани), во Фраццано (провинция Мессина), в Лентини (провинция Сиракузы). Важнейший центр почитания Калогера – санктуарий на горе Сан-Калоджеро близ Шакки. В день памяти Калогера к пещере, в которой, по преданию, жил святой, и к термальным источникам приходили паломники. К XVI в. над пещерой находилась небольшая церковь, существующий ныне храм построен в 1530–1644 гг. на пожертвования паломников (в 1979 г. храму присвоен статус малой базилики). С 1948 г. попечение о храме осуществляют терциарии францисканского Ордена. В городе Шакка в воскресенье после Пятидесятницы совершается процессия в честь Калогера (учреждена после разрушительного землетрясения в 1578 г.). Другая пещера, по преданию служившая местом подвигов Калогера, находится в Наро, над ней воздвигнут храм, строительство которого началось в 1599 г. В храме почитается статуя святого с частицей его мощей.

 



 
PR-CY.ru