КАЛОГЕР, Калугер - Страница 3

В греческих источниках местом подвигов Калогера названа гора Кроний, которая соответствует mons Gemmariarum в латинских чтениях (ныне гора Сан-Калоджеро близ города Шакка). Подробности, приведённые в латинских чтениях, но отсутствующие в более ранних греческих источниках, скорее всего, по мнению исследователей, заимствованы из устной традиции, фольклора и Житий других святых, первоначально не связанных с легендой о Калогере. По мнению исследователей, к местному преданию восходят сведения о том, что Калогер указал жителям Шакки целебные источники и велел построить купальни. В действительности термальные источники на горе Сан-Калоджеро были известны ещё в древности, по расположенным здесь купальням было названо поселение Селинунтские Термы в районе современной Шакки (в чтениях приведена арабская форма названия города – Сьяк (Syac)). Условным является имя охотника Архария (Archarius), которое образовано от лат. «arcus» – «лук». Сведения о том, что Калогер якобы жил в I в. и был направлен апостолом Петром на Сицилию для изгнания демонов, скорее всего, по мнению исследователей, заимствованы из агиографической традиции св. Филиппа из Аджиры. В раннем Житии Филиппа, составленном во второй половине IX в., сообщается, что святой прибыл в Рим для того, чтобы узнать об «установлениях Петра, патриарха апостолов». Впоследствии не названный по имени папа Римский рукоположил Филиппа во пресвитера и направил на Сицилию, чтобы изгнать демонов, обитавших на горе Этна. В другом месте говорится, что св. Филипп подражал апостолу Петру, от которого (т.е. от его преемника, Римского папы) он получил священный сан. В более позднем Житии св. Филиппа (авторство приписывалось Афанасию Александрийскому; составлено в XIII–XIV вв.) святой представлен как современник апостола Петра и римского императора Нерона. Сведения о других спутниках Калогера, Онуфрии и Архилеоне, по мнению исследователей, являются позднейшими добавлениями. Святой Онуфрий, который почитается как покровитель Сутеры, по мнению исследователей, то же лицо, что и св. Онуфрий Великий. Почитание святого на Сицилии возникло после XIV в., когда часть его мощей была привезена в Сутеру кармелитами. Изучение агиографических преданий о Калогере затруднялось недостатком источников, некритическим использованием латинских чтений в версии М. Крассо и позднейшего сицилийского фольклора. Греческий текст канона Сергия был известен в неточных транскрипциях, поэтому в латинских переводах содержались ошибки. Научное издание канона, предпринятое К. Капицци, а также обнаружение греческого синаксарного сказания и ранней версии латинских чтений позволили исследователям более точно судить о развитии агиографического предания и о его исторической основе. К изучению легенды о Калогере впервые обратился иезуит Оттавио Гаэтано, который опирался на канон Сергия и на латинские чтения. Исследователь пришёл к выводу, что Калогер происходил с Востока, а причиной его переселения на Сицилию было так называемое великое гонение, начатое в 303 г. императорами Диоклетианом и Максимианом. Предположение О. Гаэтано было отвергнуто Д. Папебруком, который считал, что в каноне Сергия и в латинских чтениях речь идёт о разных святых. Поскольку имя Калогер означает «старец» или «монах», болландист предположил, что жившие на Сицилии греки могли называть так разных подвижников, чьи настоящие имена были забыты. По мнению Д. Папебрука, Калогер, которому посвящён канон Сергия, был основателем или настоятелем монастыря Фрагала. Болландист предположил, что в рукописи канона указание на место рождения святого содержало ошибку, в действительности Калогер происходил из Карфагена.

 



 
PR-CY.ru