КАЛОГЕР, Калугер

КАЛОГЕР, Калугер (VIII в.?) – отшельник, подвизался на острове Сицилия, святой (память в Западной церкви 18 июня). Самые ранние источники, в которых содержатся сведения о Калогере, относятся к итало-греческой традиции. В одной из рукописей монастыря Фрагала (современня провинция Мессина, Сицилия) иезуит Оттавио Гаэтано (1566–1620 гг.) обнаружил греческий канон Калогерк, Григорию и Димитрию и молитвы утрени в день памяти святых, составленные монахом Сергием в период, когда Сицилия находилась под властью мусульман (IX–XI вв.). Оттавио Гаэтано опубликовал латинский перевод канона, другой перевод и греческий текст изданы болландистом Даниилом Папебруком. Впоследствии рукопись из Фрагала была утрачена, современное издание канона по копиям, сделанным для Оттавио Гаэтано, выполнил К. Капицци. Канон и молитвы утрени озаглавлены «Месяца июня в 18-й день, память преподобных отцов наших Калогера, Григория и Димитрия в Кронии на Сицилии». Из канона следует, что Калогер был уроженцем Халкидона. Когда началось гонение на православных христиан, епископ Григорий и диакон Димитрий собрали верных, в числе которых был Калогер, и бежали на Сицилию. Высадившись в городе Лилибей (ныне Марсала, провинция Трапани), они разошлись по острову, чтобы проповедовать христианство. Калогер стал отшельником и поселился в пещере. В каноне он прославляется как аскет, наставник монахов и победитель демонов, а также как чудотворец: к нему обращена молитва об освобождении от мусульман. Несмотря на то что Калогер, Григорий и Димитрий именуются «мучениками», в тексте нет упоминаний о том, что кто-то из них принял мученическую кончину. В греческом синаксаре XII–XIII вв., составленном на Сицилии, под 18 июня помещено краткое сказание о Калогере, согласно которому святой происходил из Карфагена. Когда агаряне начали гонение на христиан, Калогер вместе с архиепископом Григорием и диаконом Димитрием покинул Африку и укрылся на Сицилии. Святые на острове проповедовали христианство, Калогер поселился в пещере на горе Кроний, одержал победу над демонами и совершил много чудес. После завоевания Сицилии норманнами (1061–1091 гг.) греческая агиографическая легенда о Калогере была включена в латинские богослужебные книги. Д. Папебрук опубликовал чтения оффиция в день памяти Калогера, руководствуясь изданием доминиканца Марчелло Крассо («Officium sancti Calogeri confessoris non pontificis collectum ex quodam vetustissimo codice manuscripto, atque ex breviario Gallicano». Panormi, 1610 г.), а также печатными бревиариями диоцезов Сицилии (XVII в.). Вслед за М. Крассо болландист утверждал, что эти чтения заимствованы из так называемого галло-сицилийского бревиария XIII в. Однако после того как в рукописи XIII в. из Агридженто была обнаружена другая версия чтений (с шестого по двенадцатое), исследователи полагают, что текст подвергся существенной переработке после внесения памяти Калогера в Римский Мартиролог (1598 г.) и включения оффиция в бревиарий архиепископства Палермо. Чтения оффиция послужили основой для двух кратких латинских Житий Калогера, краткого Жития и пространной «легенды» на итальянском языке.

 



 
PR-CY.ru