КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 24

Рукописи этой группы стилистически связаны с византийским искусством; присутствие греческих мастеров при дворе Карла Великого косвенно подтверждается надписью («Demetrius presbyter») на поле первого листа Евангелия от Луки в коронационном Евангелии. Декорация всех Евангелий состоит из таблиц канонов и изображений евангелистов. Классическая традиция в этих рукописях преобладает: в них использованы простые инициалы и пергамен почти квадратного формата. Обрамления иллюстраций представляют собой имитацию драгоценных рам. Самая роскошная из рукописей (Венское коронационное Евангелие) написана на пурпурном пергамене и украшена четырьмя полностраничными образами евангелистов, сидящих на тронах. Иллюзионистические пейзажные фоны, точная передача объёма и пространства, лёгкая, пастозная, текучая живопись, «античный импрессионизм», живые белильные мазки и блики – черты, присущие рукописям этой группы. После смерти Карла Великого скрипторий, по мнению исследователей, прекратил своё существование; продолжение античной традиции исследователи видят в рукописях реймсского скриптория. Его расцвет был связан с деятельностью Эббона, архиепископа Реймсского (816–835 гг.), и ознаменован собиранием и копированием древних рукописей. Самый знаменитый памятник, Утрехтская Псалтирь (820–835 гг.), как полагают исследователи, восходит к утраченному прототипу IV–V вв. Иллюстративный цикл Утрехтской Псалтири состоит из нескольких сотен рисунков, выполненных пером и чернилами и размещающихся между фрагментами текста, написанного на листе в три колонки. Подобный тип изображений (рисунки пером в тексте), по мнению исследователей, берёт начало в поздней Античности, когда таким способом, по-видимому, делали иллюстрации в свитках. К произведениям поздней Античности исследователи относят и композиционные схемы, изображения архитектурных сооружений, пейзажные фоны и, возможно, трактовку сюжетов. Часть рисунков буквально иллюстрируют текст, часть – представляют собой его аллегорическую трактовку. Иногда наглядное воплощение получают отдельные метафоры и фразы. Стиль этих рисунков, по мнению исследователей, очень экспрессивный: дрожащие контуры, нервные линии, предельно выразительные жесты насыщают динамикой каждую страницу рукописи. Две другие Псалтири из Реймса обнаруживают сходство с Утрехтской Псалтирью по стилю и иконографии и были созданы, по мнению исследователей, на основе того же древнего, но впоследствии утраченного прототипа. Напряжённый, экстатический стиль иллюстраций Утрехтской Псалтири нашёл отражение и в других рукописях реймсского скриптория, наиболее важной из которых исследователи считают Евангелие архиепископа Эббона (820–830 гг.). Полностраничные образы евангелистов из этой рукописи близки по иконографии к изображениям евангелистов из Венского коронационного Евангелия, а вибрирующие контуры выказывают влияние реймсской стилистики. Увлечение архиепископа Эббона античным и раннехристианским искусством и копирование древних образцов нашли отражение и в миниатюрах других рукописей этого скриптория, например, «Физиолог» из Берна (вторая четверть IX в.) и «Комедии» Теренция (середина IX в.). Реймсскому скрипторию исследователи в последнее время приписывают создание Библии из римской церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (866–875 гг.). Она содержит один из самых полных библейских иллюстративных циклов (из 25 полностраничных иллюстраций сохранилось 24).

 



 
PR-CY.ru