КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 23

Термин «каролингская книжная миниатюра» исследователи используют применительно к иллюстрированным рукописям, выполненным в скрипториях, которые располагались на территории империи Каролингов в 780 гг. – конце IX в. Их стиль, по мнению исследователей, представляет собой сплав традиций нортумбрийско-ирландской школы, позднеантичного и византийского искусства. Одна из особенностей производства рукописей в эпоху Каролингского возрождения – участие придворных и приближённых Карла Великого в их изготовлении. Поэтому помимо монастырских скрипториев при Каролингах важную роль играли «личные» скриптории императора и его родственников. В рукописях эпохи Каролингского возрождения исследователи видят влияние античной традиции, связанное с копированием древних рукописей, а также с присутствием при дворе Карла Великого греческих мастеров, один из которых, по мнению исследователей, выполнил иллюстрации Венского коронационного Евангелия. В каролингских рукописях использовался новый тип письма, получивший название «каролингский минускул». Первая датированная рукопись, выполненная этим письмом, – Евангелие Годескалька (781–783 гг.). Каролингский минускул употреблялся в европейских скрипториях до XII в., на смену ему постепенно пришло готическое письмо. Скрипторий при дворе Карла Великого связан с именем сестры Карла Великого аббатисы Ады. В Трирском Евангелии сохранилась надпись: «Ada ancilla Dei». Этот скрипторий просуществовал около 30 лет (780 гг. – 810 гг.); его деятельность постепенно прекратилась после смерти Карла Великого. К группе рукописей аббатисы Ады исследователи относят Евангелие Годескалька, 781–783 гг.); Трирское Евангелие аббатисы Ады (конец VIII – начало IX вв.); Евангелие Харли (конец VIII в.); Евангелие из Лорша (около 810 г.), части которого хранятся в двух библиотеках: Евангелия от Матфея и от Марка и Евангелия от Луки и от Иоанна; Евангелия из Сен-Мартен-де-Шан (790 гг.) и Евангелие из Сен-Медара (около 800 г.); Псалтирь Дагульфа (784–795 гг.) и Евангелие из Абвиля (790–814 гг.). Чаще всего иллюстрировали Евангелия; их декор состоит из таблиц канонов в начале рукописи, полностраничных инициалов и полностраничных образов евангелистов перед каждым из Евангелий. Иногда появляются дополнительные миниатюры, например, на тему «Источник жизни». Исследователи отмечают, что стиль рукописей этой группы эклектичный, орнаменты и инициалы близки к произведениям нортумбрийско-ирландской и франко-саксонских школ, а изображения (таблицы канонов, образы евангелистов и Иисуса Христа), по мнению исследователей, ближе всего к мозаикам и фрескам Рима и Равенны. В декорации обильно использованы золото и серебро. В миниатюрах рукописей этой группы исследователи видят стилистическую эволюцию – от плоскостных и орнаментальных изображений в Евангелии Годескалька к более объёмным и пространственным в Трирском Евангелии. Со временем античное влияние стало заметнее и вытеснило островное. В качестве обрамлений используются сложные архитектурные фоны, а англосаксонские плетёнки и орнаменты сменяют античные камеи и мраморные колонны. В особую группу исследователи выделяют рукописи, созданные в ахенском скриптории в самом конце VIII – начале IX вв. и, по мнению исследователей, связанные с деятельностью Эйнгарда. Из рукописей этой группы сохранилось четыре Евангелия; все, кроме Венского, – начала IX в.: Венское коронационное Евангелие (до 800 г.), Ахенское Евангелие (Ахен, сокровищница собора), Евангелия из Брешиа и из Брюсселя.

 



 
PR-CY.ru