КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 22

Часть окладов придворной школы восходит к повествовательным сценам в римском историческом рельефе-панно (например, оклад Псалтири Дагульфа с четырьмя сценами из жизни пророка Давида и Иеронима Стридонского; Лувр, около 795 г.). Дж. Бекуит сравнивает оба типа окладов с рельефами трона епископа Максимиана из Равенны (Архиепископский музей в Равенне, середина VI в.). Для произведений реймсской школы были характерны многофигурные композиции со сценами, размещёнными в гористом пейзаже, наподобие миниатюр из Утрехтской Псалтири, которые восходят, в свою очередь, по мнению исследователей, через посредство раннехристианских рукописей к аналогичным пейзажам в римской монументальной живописи (оклад с Распятием (около 870 г.), позднее украсил «Книгу перикопов» германского императора Генриха II). К концу IX в. исследователи относят оклады работы мастера Туотилона из Санкт-Галлена, в которых наряду с фигуративными композициями широко используются орнаменты римского типа в виде завитков аканфа (оклад со сценами из Жития св. Галла, орнаментальный диптих; сокровищница монастыря Санкт-Галлен, около 900 г.). Встречаются и золотые рельефные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (оклад «Золотого кодекса» из аббатства Санкт-Эммерам в Регенсбурге, около 870 г.). К предметам литургического обихода исследователи относят золотой переносной алтарь с киворием из Реймса, принадлежавший королю Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870–890 гг.). Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамлённая серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 870 гг.). Среди первых образцов статуй-реликвариев исследователи называют сильно переделанную впоследствии статую св. Веры из Конка (сокровищница аббатства Конк, конец IX – X вв.), при изготовлении которой использовались в том числе монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи императора Диоклетиана, античные геммы и камеи. Во вторую группу входят произведения, представляющие собой вариации на тему древнеримских памятников, связанных, в первую очередь, с императорским культом. Таков миниатюрный бронзовый позолоченный конный памятник Карлу Великому, образцом которого, по мнению исследователей, стала перевезённая из Равенны в Ахен статуя остготского короля Теодориха Великого (вторая половина IX в., Лувр, Париж). В своеобразной антикизирующей форме реликвария была выполнена миниатюрная серебряная триумфальная арка, украшенная изображениями ангелов и св. воинов в основании; она была подарена Эйнгардом церкви в Маастрихте (не сохранилась). К позднеримским и раннехристианским образцам резьбы по камню исследователи относят памятники резьбы по горному хрусталю – вклады поздних Каролингов в монастырские сокровищницы: хрустальный эллипс с изображением Распятия, переданный Карлом Лысым в сокровищницу аббатства Сен-Дени (Британский музей, Лондон, 850–870 гг.), и принадлежавший королю Лотарю II хрустальный шар с восемью сценами истории Сусанны, расположенными по окружности и снабжёнными, как в книжной миниатюре, подписями-tituli (Британский музей, Лондон, середина IX в.). Хрустальная гемма с портретом Лотаря II вошла в так называемый крест Лотаря, изготовленный около 1000 г.

 



 
PR-CY.ru