КАРЛОМАН - Страница 4

Однако Бонифацию удалось воспользоваться поддержкой светской власти. Помощь, оказанную ему Карломаном, высоко оценивал пресвитер Виллибальд, автор Жития св. Бонифация. Согласно Виллибальду, на Соборах, проведённых при участии Карломана, «были утверждены заветы христианской религии» и «исправлены постановления православных отцов». Об этом говорится и в более поздних Житиях святого (например, у Отлоха Санкт-Эммерамского (XI в.), где приведён также текст постановлений Германского собора). Сохранилась жалованная грамота аббатствам Ставло и Мальмеди, изданная Карломаном от имени короля Хильдерика III. Исследователям известно около десятка утраченных грамот Карломана, в том числе монастырю Лобб (упоминается в «Деяниях лоббских аббатов» Фолькуина) и аббатству св. Медарда в Свессионе. В 747 г. Карломан отрёкся от власти, намереваясь стать клириком, и отправился в Рим. Это событие привлекало внимание как каролингских хронистов, так и современных исследователей. По мнению большинства учёных, отречение Карломана было добровольным, хотя некоторые факты указывают на то, что к 747 г. положение майордома могло стать непрочным. В самом раннем источнике («Продолжении Хроники Фредегария») об отречении Карломана сообщается так: «Карломан, возгоревшись неугасимым благочестием, поручил королевство вместе с сыном Дрогоном своему брату Пипину и явился в Рим, к порогу блаженных апостолов Петра и Павла, чтобы пребывать в монашеском чине» («ob monachyrio ordine perseueraturus aduenit»). О дальнейшей судьбе Карломана в источнике не говорится. В более поздних источниках (Старшие Мецские, Муасакские, Большие Санкт-Галленские анналы) подчёркивается, что решение Карломана было принято по доброй воле и из благочестивых побуждений. В «Анналах королевства франков» под 745 г. сообщается: «Тогда Карломан поведал брату своему Пипину, что желает оставить этот мир. В этом году не совершались никакие военные действия, потому что оба они готовились: Карломан – в дорогу, а Пипин – торжественно провожать брата с дарами». В другой версии (так называемые Анналы Эйнхарда) утверждается, что Карломан давно замышлял оставить власть и «служить Богу в монашеском образе». Однако Эйнгард в «Жизни Карла Великого» писал, что Карломан отрёкся «неизвестно по какой причине, но, по-видимому, охваченный любовью к созерцательной жизни». В большинстве источников сообщается, что Карломан пожелал стать монахом, но из других известно лишь о принятии им тонзуры (например, в «Больших Санкт-Галленских анналах»). В современной событиям биографии папы Римского Захарии в «Liber Pontificalis» утверждается, что Карломан после прибытия в Рим принял тонзуру и лишь впоследствии удалился в монастырь, принеся монашеские обеты. Некоторые исследователи сопоставляли отречение Карломана с действиями короля лангобардов Ратхиса (744–749 гг.), который также отказался от власти и удалился в монастырь, и приписывали это влиянию Бонифация и других англосаксонских миссионеров. В «Анналах Пето» приведена другая версия событий: Карломан удалился в монастырь, потому что испытывал раскаяние в том, что казнил алеманнов. Если эти сведения достоверны, на решение Карломана могло повлиять недовольство его приближённых расправой над алеманнской знатью.

 



 
PR-CY.ru