КАРЛОМАН - Страница 3

Участники Германского собора настаивали на ежегодном проведении Соборов, чтобы «возрождать канонические постановления, восстанавливать церковные права и исправлять христианское благочестие» («ut... canonum decreta et ecclesiae iura restaurentur et religio christiana emendetur»). На Соборе в Лифтинах епископы, «принимая каноны древних отцов», говорили о необходимости «нравами, учением и служением восстановить церковные права». Формулировки соборных постановлений впоследствии станут характерными для каролингских церковных реформаторов. После Собора в Лифтинах св. Бонифаций при поддержке Карломана и Пипина Короткого попытался ввести практику получения митрополитами паллия от папы Римского, т.е. митрополиты должны были стать архиепископами, ответственными непосредственно перед Папским престолом. По просьбе Бонифация и обоих майордомов папа Захария выслал паллии для епископов Гримона Ротомагского (Руанского), Авеля Ремского (Реймсского) и Хартберта Сенонского (Сансского). Однако по неизвестным причинам Бонифаций счёл возможным вручить паллий только епископу Гримону, что вызвало неудовольствие папы (744  г.). Попытка создать в государстве франков систему архиепископств, подчинённых Папскому престолу, фактически провалилась. Пипин Короткий последовал примеру Карломана, созвав Собор в Свессионе (ныне Суасон; 2 марта 744 г.), в котором приняли участие 23 епископа из Нейстрии, а также клирики и представители знати (optimates). Как и участники австразийских Соборов, епископы Нейстрии заявили о необходимости следовать «каноническим постановлениям... святых, принятым ими на своих синодах, о том, как восстановить Божий закон и церковные уставы». Свессионские постановления, в основном, повторяли решения австразийских Соборов, но в них также содержались указания о системе церковного управления. Все епископы должны были быть законно (legitimus) избраны и рукоположены (это не всегда соблюдалось в предшествующие десятилетия), во главе церковных иерархов Нейстрии были поставлены Авель Ремский и Хартберт Сенонский, названные в соборных постановлениях архиепископами. Кроме того, участники Собора осудили за ересь странствующего проповедника Адальберта. В 745 г. Адальберт и ирландский епископ Климент были осуждены на Соборе в Риме. Об этом папа Захария извещал Бонифация в посланиях, написанных в октябре 745 г. Папа обратился к обоим майордомам с призывом помогать Бонифацию и хранить единство церкви. В посланиях упоминается о низложении Майнцского епископа Гевилиоба, совершившего кровную месть, и о просьбе франков (вероятно, Карломана как майордома Австразии) назначить Бонифация на Кёльнскую кафедру. Однако Бонифаций получил не Кёльнскую, а Майнцскую кафедру, которую он занял не позднее 748 г. На Соборах, проведённых св. Бонифацием в Австразии и Нейстрии при поддержке Карломана и Пипина Короткого, были впервые озвучены принципы церковной политики династии Каролингов. Первоначально франкские епископы не поддержали реформу, представленную как «восстановление» («restauratio», «recuperatio») канонического устройства церкви и «исправление» («emendatio») нравов и христианского благочестия ради спасения народа франков.

 



 
PR-CY.ru