КАМИНСКИЙ Александр Степанович - Страница 8

Часовня стала высотной доминантой в панорамах Никольской улицы и Лубянской площади. Многообразие архитектурных форм (кокошники, арочки, филёнки, шатры) выдержано в традициях русского узорочья XVII в., форма купола вызывает у исследователей ассоциации с византийским стилем, прежде всего, с архитектурой афонских монастырей. В том же стилистическом ряду – колокольня в Николаевской Берлюковской пустыни близ деревни Авдотьино Богородского уезда Московской губернии (ныне Ногинского района Московской области; 1895–1900 гг.). Строительными работами руководил и, как полагают исследователи, внёс изменения в венчающую часть колокольни классный художник архитектуры Василий Михеевич Борин. Исследователи отмечают, что в плане колокольня представляет собой правильный крест и отличается избыточным декором в традиции узорочья: распространёнными в творчестве А.С. Каминского треугольными фронтонами, оформленными кронштейнами и сухариками; арочками, филёнками разнообразной формы, кокошниками, поребриком. Более отчётливо композиции, характерные для византийского стиля, исследователи видят в созданных А.С. Каминским проектах двух монастырских храмов. Опытом проектирования в византийском стиле стала для А.С. Каминского работа над постройкой храма во имя Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (1888 г.) – усыпальницы купцов первой гильдии Первушиных в Донском монастыре. Автором проекта этого здания считается Альфонс Гекторович Венсан, однако постройка этой церкви неоднократно фигурирует в отчётах А.С. Каминского в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также в «Художественном сборнике…» (1892–1893 гг., выпуск 3). На средства Н.И. Первушина А.С. Каминский выполнил также проекты иконостасов верхней и нижней церквей (1890 г.). Проект собора во имя св. Александра Невского Троицкой Александро-Невской общины в селе Акатове Клинского уезда Московской губернии (1891 г.; в 1902–1904 гг. возведён по проекту Ивана Павловича Машкова в русском стиле XVII в.), посвящённого памяти императоров Александра II и Александра III, представляет собой пятиглавый крестообразный в плане храм со шлемовидными куполами в русско-византийском стиле. Декоративные элементы (рисунок наличников) преимущественно взяты из арсенала русского деревянного зодчества. Собор Святой Троицы, первоначально кладбищенская церковь в городе Егорьевске Рязанской губернии (ныне Московской области; 1880–1883 гг. (?), 1885 г.), сочетает черты тоновского стиля и узорочья XVII в. (венчающая часть собора, представленная четвериком с декоративным пятиглавием). В 1893 г. А.С. Каминский спроектировал колокольню (не сохранилась) и в 1897 г. – св. ворота. Строительство церкви (с 1899 г. – монастыря) велось на средства городского головы Никифора Михайловича Бардыгина.

 



 
PR-CY.ru