КАМИНСКИЙ Александр Степанович - Страница 5

По композиции пятишатровая церковь с расположенными по оси трапезной и трёхъярусной колокольней над притвором близка к Александро-Невскому соборному храму в Егорьевске (проект Николая Николаевича Вейса, А.С. Каминский наблюдал за работами в соборе в 1888–1893 гг.), в свою очередь, ориентированному на сооружённые К.А. Тоном Мироновскую церковь в Санкт-Петербурге и Рождественский собор в Красноярске. Богатый декор в русско-романском стиле, в котором преобладают горизонтальная рустовка и разнообразные по форме кокошники, выполнен с помощью облицовочного кирпича. При сооружении церкви использованы цемент и железобетон. К той же линии творчества А.С. Каминского исследователи относят Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря (1879–1894 гг., первоначальный проект Бориса Викторовича Фрейденберга, 1877 г.). Наместник монастыря архимандрит Пимен (Мясников) получил благословение на строительство храма, который в размерах должен был «сообразоваться с Московским Успенским». Собор был заложен 9 августа 1880 г. Деньги на строительство (около 400 тыс. руб.) были пожертвованы потомственным почётным гражданином Владимиром Васильевичем Пеговым. Вчерне собор окончили в 1889 г. Проект интерьера принадлежит А.С. Каминскому. С 1890 г. начали установку иконостаса (иконостас выполнен В.А. Астафьевым) и живописные работы (артель М.Н. Сафонова). Освящение собора состоялось в 1894 г. Собор стал архитектурной доминантой не только монастырского ансамбля, но и прилегающего района (высота от земли до верха креста составляла 77 м). Это – четырёхстолпный крестово-купольный храм с трёхчастной алтарной апсидой и с массивным луковичным пятиглавием. Прясла стен завершаются полукруглыми закомарами, в декоративном убранстве использованы мотивы кокошников, лопатки, полуциркульные окна. Центральный барабан украшен аркатурно-колончатым поясом. Стилистика величественного храма соответствует обобщенному типу русского собора конца XV – XVII вв., на который раньше ориентировался К.А. Тон: храм Христа Спасителя в Москве, Введенская церковь в Санкт-Петербурге, Екатерининский собор в Пушкине (Царском Селе). Начиная с 1842 г. (проект Вознесенского собора в Ельце) этот тип храма многократно воспроизводили в провинции. Архитектура Спасо-Преображенского собора предвосхитила появление в русском зодчестве на рубеже столетий типа репрезентативных соборных храмов по подобию Успенских соборов во Владимире и в Московском Кремле, их исследователи относят к ретроспективному направлению (Леонтий Николаевич Бенуа, Александр Никанорович Померанцев, Сергей Устинович Соловьёв и др.). Там же в 1893 г. А.С. Каминский предположительно соорудил восьмигранную Никольскую часовню в византийском стиле (в память основания монастыря).

 



 
PR-CY.ru