КАМИНСКИЙ Александр Степанович - Страница 4

Среди любимых мотивов – завершения в виде полусферических или яйцевидных центральных куполов и занимающих подчинённое положение луковичных главок на глухих барабанах, а также шатров. Определить однозначно принадлежность А.С. Каминского к направлению русского зодчества, названному его современником Владимиром Григорьевичем Лисовским «русско-романским стилем», исследователи не могут. По мнению исследователей, лишь некоторые церковные проекты А.С. Каминского выдержаны в романо-византийском стиле, но и в них (например, в отделке колокольни церкви мучениц Софии и Татианы при бывшей Софийской детской больнице в Москве) присутствуют мотивы русского узорочья. Исследователи не могут также назвать А.С. Каминского апологетом «тоновского» или византийского стиля. Его проекты, по мнению исследователей, скорее, византийские по композиции и характеру завершения, отделка же более отвечает второму этапу развития русского стиля, включая тенденцию к ковровому заполнению плоскости стены. География церковных построек архитектора весьма широка. Они многообразны и по типологии: строительство соборов, приходских и домовых храмов (как каменных, так и деревянных, например, деревянной Успенской церкви в Спировской киновии вышневолоцкого Казанского монастыря, 1877–1878 гг.) в городах, сёлах, монастырях, часовен (в том числе кладбищенских); перестройка старых церквей: создание приделов, трапезных и колоколен, причём с сохранением или реконструкцией стиля первоначальной постройки: например, придела, ризницы и ограды с воротами Ризоположенской церкви в Москве (1885–1889 гг.), приделов Владимирской церкви в посёлке Краекове Московской области (1894–1895 гг.). А.С. Каминский отделывал интерьеры, сооружал низкие и многоярусные иконостасы, проектировал эскизы росписей, утвари, облачений духовенства. В первом крупном церковном проекте А.С. Каминского (не реализован) – трапезная и колокольня церкви пророка Илии во Втором Обыденском переулке в Москве (1866–1868 гг.) – заметен отход от классицистических форм, которые использовал в своём творчестве К.А. Тон. По мнению исследователей, проект отличался дробностью форм: арочки, наборные колонки, кокошники, луковичные главки, ширинки. Трёхчастный многоярусный иконостас с сенью и богатым декором в стиле московско-ярославского узорочья в Вознесенском соборе города Ельца (1875–1889 гг., архитектор К.А. Тон) выполнен в 1878 г. по проекту А.С. Каминского. Он же разработал эскизы стенной живописи (около 1887 г.), утвари, в том числе священных сосудов, хоругвей, а также дверей собора. Росписи собора и иконы для иконостаса выполнили художники Алексей Иванович Корзухин и Клавдий Васильевич Лебедев. К 1890 г. относится разработанный А.С. Каминским проект могильного памятника «для изготовления на заводе Криворотова в Ельце». «Тоновский стиль» храмов определил облик Ельца. Поэтому исследователи полагают, что в поздний период творчества А.С. Каминский в этом же стиле спроектировал церковь в честь Елецкой иконы Божьей Матери (Благовещение) для города (проект – 1891–1892 гг., строительство – 1893–1915 гг.).

 



 
PR-CY.ru