КАМИНСКИЙ Александр Степанович - Страница 6

В правление императора Александра II стилистика ряда церковных сооружений предвосхитила торжество «московско-ярославского» стиля в архитектуре. В отличие, например, от Л.Н. Бенуа А.С. Каминский не вводил детали и не прибегал к объёмно-пространственной композиции посадских храмов XVII в. – основного источника вдохновения мастеров «московско-ярославского» стиля 1880–1890 гг., он не стремился к достижению стилистического единообразия каждой постройки. Но общность творческого метода данных мастеров проявилась уже в ранней работе А.С. Каминского – соборе архангела Михаила в Даховском посаде (ныне Сочи; 1874–1891 гг.) – типичном образце русской церковной эклектики. Собор сооружён в память окончания Кавказской войны (1864 г.) и посвящён небесному покровителю великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа и главнокомандующего Кавказской армией. С его посещением Черноморского края в мае 1871 г. связывают начало строительства собора. Организатором строительства выступил статский советник агроном Николай Васильевич Верещагин, финансирование осуществлял почётный гражданин, купец первой гильдии, один из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья – Николай Николаевич Мамонтов. Они и привлекли к проектированию А.С. Каминского. 8 апреля 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект собора, 26 мая была совершена закладка храма. Строительство приостанавливалось в октябре 1876 г. из-за нехватки средств, из-за начавшейся в 1877 г. Русско-турецкой войны и позже – из-за отсутствия финансирования. Весной 1879 г. строительные работы возобновились, в 1881 г. была возведена колокольня, в декабре 1888 г. Синод выделил 10 тыс. руб. на завершение строительства, устройство иконостаса и написание икон. 24 сентября 1891 г. епископ Агафодор (Преображенский) совершил освящение храма. По мнению исследователей, композиция собора достаточно необычна: крестообразный в плане храм (25,6х17 м, высота 34 м) увенчан массивным полусферическим куполом на низком барабане, что вызывает у исследователей ассоциации с русскими церквами XVIII в. Купол завершён фонариком с луковичной главкой, четыре малые главки размещены также в основании барабана по сторонам света. Над притвором возвышается шатровая колокольня со слухами. В насыщенном декоре (кронштейны, сухарики, поребрик, наличники окон с мотивами русской деревянной резьбы) присутствуют черты русского стиля и ренессанса, преобладающего в отделке. Роскошь декоративной отделки, особенно свойственная купеческому и гражданскому строительству и декоративно-прикладному искусству, в наибольшей степени проявилась в проекте собора вышневолоцкого Казанского женского монастыря (1877–1882 гг.). В 1870–1880 гг. в женской общине, получившей статус монастыря в 1881 г., развернулось каменное строительство на средства благотворителей (купцов Ефрема Никифоровича Сивохина из Санкт-Петербурга и Г.Г. Германова из Москвы).

 



 
PR-CY.ru